КАК БАГРАТИОНЫ СТАЛИ МУСУЛЬМАНАМИ И НАРКОМАНАМИ
Эпоху Давида Строителя грузины считают великой, хотя она относится к ним, как говорится, боком. Посудите сами: царь – абхазский, войско у него – половецкое. А в результате все это – грузинская история.
Между прочим, правил в Тбилиси Давид всего три года – после этого он умер. Еще более выдающейся считается эпоха царицы Тамар (1184 – 1213). Если вы побываете в Грузии, местные жители покажут вам в разных местах штук десять могил, якобы принадлежавших этой великой женщине. Просто «переселение тел» какое-то!
На самом деле, «величие» Грузии было эфемерным – одно нахальство. Так же, как князьями на Кавказе называли чуть ли не каждого второго, так и царем там мог стать обладатель пары десятков деревень. У нас Ярослав Мудрый правил огромной страной от Новгорода до Киева и скромно подписывался князем – всего лишь «герцогом» по западноевропейской терминологии. А Тамар – царица! Хотя царство ее с трудом можно различить на карте.
В XIII веке все, что оставалось от царства Тамар, захватили монголы. Потом эти руины завоевал Тамерлан, дважды сжигавший Тбилиси. И только в промежутке между этими азиатскими нашествиями – при Георгии V Блистательном (1314 – 1346гг) – царство Картли ненадолго воскресло. Но дали знать местные сепаратисты, считавшие, что они, прежде всего, кахетинцы или имеретинцы, и только потом, возможно, еще и грузины.
В 1469 г. Картлийское государство распалось, как писал грузинский историк XVII в. Вахушти Багратиони, «на три царства и пять княжеств» – Картлию, Кахетию, Имеретию, Самцхе, Одиши, Гурию, Сванетию и Абхазию.
Вахушти Багратиони происходил из царского рода. Он хорошо знал повадки своих родственничков. По его рассказу, в XVII в. цари Картли выглядели не очень благопристойно. Большинство из них правили только по милости персов или турок и в тайне от своих подданных принимали мусульманство. Началось все с царя Ростома – ставленника Персии, воцарившегося в 1634г. По словам Вахушти, он «был мусульманином» и «привел из Персии омусульманившихся пленных грузин, и по их вине распространились среди грузин роскошь, прелюбодеяние, ложь, наслаждение тела, баня персидская, щегольство непристойное, арфисты и певцы мусульманские. И кто не пристрастился к этим делам, их не почитали».
Другие правители оказались под стать Ростому. Царь Свимон во время боя с турками под Гори обкурился гашишем, обпился вином и послал своих воинов за зеленью из сада, говоря: «Неужто не стыдно вам, ибо желаю зелени, вижу глазами и не могу отведать». Битва, начатая полководцем-наркоманом в обстановке такой морально-бытовой распущенности, естественно, была проиграна вчистую.
Еще один герой того времени – царь Иесе, начавший править в 1714 г. как ставленник персидского шаха, «веселился и наслаждался непристойно с юнцами и неподобающими песнями, вместо того, чтобы поступать величественно, отнял жену у Кайхосро Амираджиба, дяди матери своей, племянницу бабушки своей, и взял себе в жены». А когда грузинские епископы стали упрекать царя в непотребстве, Иесе ответил: «Подобает мне как мусульманину».
В эту эпоху магометанином стал даже Георгий Саакадзе – так называемый Великий моурави (правитель)– знаменитый грузинский деятель, о котором в советские времена выходили многотомные неудобочитаемые сочинения. Под 1626г. Вахушти пишет о нем и его соратнике: «Кайхосро и моурави отправились в Стамбул к султану, попросили у него войско, чтобы захватить Картли и там же моурави омусульманился».
В результате такой политики разваленная на восемь частей страна не могла защитить себя не только от Турции или Персии, но даже от племени лезгин, регулярно совершавших набеги чуть ли не на все три грузинских царства и пять княжеств одновремено.