http://slon.ru/calendar/event/723777/
Результаты выборов на тех участках, где не были зафиксированы нарушения
Проект «Гражданин Наблюдатель» – полностью добровольная инициатива, появившаяся примерно полтора года тому назад. Наша задача состояла в обеспечении гражданского контроля над выборами в Госдуму на небольшом (примерно 160–70) числе избирательных участков в Москве. Участие, подчеркну, было полностью добровольным. У нас не существовало ни кассы, ни юридического лица. Для обеспечения наблюдателей мандатами мы привлекали помощь политических партий и некоторых СМИ. То есть наш наблюдатель формально являлся наблюдателем от КПРФ или «Яблока», но фактически действовал по нашей инструкции.
Всего в проекте участвовало приблизительно 500 добровольцев. Была организована программа курсов подготовки наблюдателей (нам неоценимо помогли Андрей Бузин и Лилия Шибанова из ассоциации «Голос»). В день выборов действовал штаб, координировавший действия наблюдателей и оказывавший им юридическую и моральную поддержку. При наиболее вопиющих случаях – при самых наглых нарушениях и угрозах физической расправы – на место выезжали группы мобильного реагирования, состоящие из представителей СМИ и опытных юристов. На некоторых участках наши наблюдатели смогли без труда получить на руки копии протоколов. На этих «белых и пушистых» участках нарушений, как правило, было мало, и перед председателем комиссии, как правило, не стояла задача поднять результаты «Единой России». Однако таких участков было меньшинство.
Требование выдать копию протокола законно: председатель комиссии обязан сделать это по требованию представителя СМИ или наблюдателя. Однако часто председатели комиссии не давали на руки копию, ссылаясь на то, что им необходимо сначала «согласовать результаты» в вышестоящей территориальной избирательной комиссии. Иногда нашим наблюдателям удавалось настоять на своем и получить документ на руки, иногда – нет. На момент отправки статьи на slon, у меня нет данных, на каком количестве избирательных участков (в процентном отношении) из наших 170 наши наблюдатели смогли получить заветные протоколы. Но по тем участкам, по которым сейчас – в 12:00 в понедельник – у меня есть данные (и на которых не было замечено серьезных нарушений вроде вброса голосов и «каруселей»), результаты таковы:
Это – средние данные по 36 избирательным участкам, на которых были наши наблюдатели. Еще на 9 участках, там, где были зарегистрированы «карусели», явка и доля голосов ЕР были существенно выше – но даже там средняя доля голосов, отданных за «Единую Россию», составила 43%.
Задача наблюдателей состояла в том, чтобы по возможности не допустить нарушений со стороны избирательной комиссии. В случае нарушений наблюдатель сообщал об этом в штаб и далее писал жалобы – в участковую комиссию, вышестоящую комиссию, или (в крайних случаях) вызывал 02.
Наблюдателей удаляли. Удаляли под разными, надуманными предлогами. Не давали снимать. Причем большая часть наблюдателей была удалена вечером – перед закрытием участков, после которого должен был начаться подсчет голосов.
Те из нас, кто не были удалены, должны были получить заверенную копию протокола участковой комиссии. Копия протокола – это главный приз, награда за все труды и за всю нервотрепку. Копия протокола – это официальный документ. Если результаты, опубликованные Центральной избирательной комиссией по этому участку, не будут соответствовать протоколу, то результаты голосования на этом участке могут быть оспорены в суде. Копия протокола позволяет нам говорить: мы обладаем официальными данными по голосованию на этом участке.