Неашкеназские еврейские общины
«Неашкеназские еврейские общины на территории Российской империи и Советского Союза»
Об истории горских, бухарских и грузинских евреев
Кроме польского еврейства, составлявшего большую часть еврейского населения Российской империи, на её территории существовали и другие еврейские этно-лингвистические группы.
В период между первым (1772 г.) и вторым (1793 г.) разделами Польши Россия присоединила обширные территории северного Причерноморья с Крымом, в котором проживали евреи-караимы и крымчаки.
В начале XIX в. после объединения Грузии и России и образования Грузинской губернии еврейское население России пополнилось грузинскими евреями. В 20-е гг. XIX в. в результате успешных войн с Персией и Турцией к России был присоединен Кавказ, где уже многие столетия по побережью Каспийского моря и в горных районах существовали общины горских евреев. А после завоевания Кокандского ханства, Бухарского эмирата и Хивинского ханства в Российской империи оказались бухарские евреи и некоторое количество евреев – выходцев из Ирана, относящихся к герато-мешхедской группе.
В начале XX в. пестроту этой картины дополнили курдистанские евреи – лахлухи, некоторая часть которых переселилась с территории исторического Курдистана в Тифлис и Баку. В 1951 г. те из них, кто не стал принимать советское гражданство, были депортированы в Сибирь и Восточный Казахстан.
В нашей экспозиции представлены три наиболее многочисленные из этих групп: грузинские, горские и бухарские евреи.
На Кавказ евреи проникают из Ирана не позднее VI в. н.э. В традиции нынешних горских евреев (самоназвание – «джуhур») существует предание об их происхождении от «десяти потерянных колен», угнанных из древнего Израиля ассирийцами. Наряду с этим есть легенды о происхождении их от колен Иегуды и Биньямина. В любом случае сложение еврейской диаспоры на Кавказе происходило в результате нескольких волн миграции. Не исключено, что именно евреи, переселенные на Кавказ в VI в. н.э. иранской династией сасанидов, повлияли на распространение иудаизма среди хазар.
Близость языка горских евреев (джуhури) к фарси долгое время давала повод причислять их к кавказским татам – ираноязычному населению Кавказа. В настоящий момент вопрос об этническом происхождении кавказских евреев остается спорным.
К началу XIX века горские евреи населяли длинную полосу вдоль каспийского побережья. К этому времени основными центрами еврейской жизни были Дербент и город Куба в Северном Азербайджане. В период Кавказской войны многие евреи укрывались под стенами русских крепостей: Темир-Хан-Шура (Буйнакск), Петровск-Порт (Махачкала), Хасавюрт, Грозный, Моздок, Нальчик, и других. Наименование «горские евреи» было присвоено евреям Дагестана и северного Азербайджана русской военной администрацией, рассматривавшей их как один из многочисленных горских народов Кавказа. Местные мусульманские народы называли их «джугут» или «джугудлар». Русские военачальники охотно использовали горских евреев в качестве проводников, посредников на переговорах с местным населением, поставщиков армейских складов. Отделяя местных евреев как «туземных» от евреев-ашкеназов, российское правительство не распространяло на них тех ограничительных законов, которые издавались в отношении евреев «черты оседлости». В 1872 г. горские евреи были уравнены в правах с прочими народами Кавказа в рамках российского законодательства. Однако ужесточение законов в период Александра III коснулось и их. До 1917 г. окончательный статус горских евреев так и не был определен. Согласно советским переписям населения 1959 г. и 1970 г., число горских евреев составляло 50-70 тыс. человек.
Большая часть горских евреев была вовлечена в аграрную деятельность. Так, евреи Варташена (Азербайджан) были заняты в производстве табака, евреи на территории Дагестана вокруг Дербента занимались виноградарством и производством вин, а в Маджалисе были землепашцами. Расцвет еврейской общины в Кубе был связан с производством красителей из марены.
У грузинских евреев (самоназвание – «эбраэли») бытует предание о появлении их в Грузии в период завоевания Иерусалима Навуходоносором. Письменные источники свидетельствуют о том, что еврейские общины начали складываться здесь на заре новой эры и приблизительно в VI в. были существенно дополнены евреями из Византии. Известно о тесной связи в этот период грузинских общин с евреями Армении и Ирана. В XIII в. в результате монгольского вторжения многие евреи покинули эту территорию, а те, что остались, в силу бедственного своего положения, вынуждены были становиться крепостными местных князей и даже церквей и монастырей. В результате возникшей вследствие этого разобщенности у грузинских евреев не сложилось собственного наречия. В качестве разговорного и письменного языка они использовали грузинский.
После отмены крепостного права евреи Грузии начали активно переселяться в города и возвращаться к традиции. В основном они селились в городах Они, Кутаиси, Кулаши, Гори, Сачхери и других.
В начале XX в. евреи были самой большой этнической группой среди населения Цхинвали. Так в 1917 г. из 900 дворов 346 были еврейскими, то есть 38,4% (грузинскими — 34,4%, армянскими — 17,7%, осетинскими — 8,8%). В конце XIX в. главным раввином Цхинвали стал Аврахам ха-Леви Хволес (1857–1931), ученик знаменитого литовского раввина Ицхака Спектора. В 1906 г. он открыл здесь первую в Грузии религиозную школу, в которой обучал не только мальчиков, но и девочек. По данным переписи 1897 г. в Российской империи проживало 6 047 евреев, назвавших родным языком грузинский. По переписи 1926 г. в Советском Союзе насчитывался 21 471 грузинский еврей.
В советский период большинство грузинских евреев продолжали следовать традиции: посещали синагоги и соблюдали кашрут. Грузия была одним из немногих мест в СССР, где евреев хоронили согласно религиозному обряду и где дети до тринадцати лет учились в хедерах, существовавших почти легально. С конца 1960-х годов грузинские евреи стали активно требовать права выезда в Израиль. Именно отсюда в 1969 г. вышло первое письмо, обращенное с этим требованием в ООН, положившее начало массовому движению в СССР за право репатриации. В 1970-е гг. из Грузии выехали около 30 тыс. евреев.
Бухарские евреи родственны горским по своему происхождению из Персии. Евреи этой группы традиционно проживают на территории оазиса Мавераннахр. Ныне это большая часть Таджикистана и Узбекистана, частично Казахстан. Изначально «бухарскими» называли лишь евреев, живших на территории Бухарского эмирата. Со временем так стали называть всех коренных еврейских жителей Ирана и Центральной Азии, которых объединял общий еврейско-таджикский язык. Согласно легенде самих бухарских евреев они являются потомками «десяти потерянных колен». В источниках евреи Бухары впервые упоминаются в XIII в. В этот период их культура составляла единое целое с евреями Афганистана и Персии. В начале XVI в., после того как в Иране пришла к власти шиитская династия Сефевидов, а в Мавераннахре суннитская династия Шейбанидов, евреи Ирана и Средней Азии оказались разделены двумя враждующими государствами. Так началось обособление бухарских евреев в отдельную группу. Основными центрами среднеазиатских евреев стали Бухара, Самарканд, Ташкент, Душанбе, Коканд, Андижан, Маргилан, Хатырчи, Шахрисабз. Некоторое количество их проживали в Южном Казахстане и в Бишкеке (Киргизия).
В Бухаре и Самарканде евреи проживали в отдельных кварталах, называемых «махалла».
Основным занятием бухарских евреев накануне русского завоевания было крашение пряжи и тканей. Из письма к евреям города Шклова, которое написал на иврите в 1802 г. бухарский еврей по имени Биньямин, следует, что на рубеже XIX в. некоторые из членов его общины участвовали в финансировании местных купцов-мусульман, ведших торговлю с Россией. С интенсификацией этой торговли многие бухарские евреи приняли в ней непосредственное участие.
В результате азиатских походов русской армии 1864-1884 гг. Бухарский Эмират и Хивинское Царство попали под протекторат Российской империи. Кокандское Царство вошло в состав Туркестанского края. Бухарские евреи получили от русской администрации равные права с местным мусульманским населением, а в 1876 г. – получили статус «туземцев», который позволял им свободно выбирать занятия и приобретать имущество.
Однако в 1889 г. их лишили этого права, а в марте 1900 г. был принят закон о выдворении бухарских подданных из России.
В советские годы религиозная жизнь бухарских евреев, хотя и крайне ограниченная, продолжалась повсеместно в полуподпольных условиях. В 1920 г. был расстрелян последний бухарский калонтар (староста общины). В 1950 г. были арестованы активисты еврейской общины Самарканда. В Ферганской области в 1961 г. имел место «кровавый навет».
В 1970-е гг. бухарские евреи активно эмигрируют из СССР. В настоящее время наибольшее количество бухарских евреев проживают в Израиле и в США.
В 1931 г. на основе этнографической коллекции, существовавшей с 1922 г., в Самарканде был открыт Еврейский историко-этнографический музей (закрыт в апреле 1938 г.). К концу 1930-х гг. в больших городах было оставлено лишь по одной действующей синагоге, за исключением Ташкента, где оставались три бухарские и одна ашкеназская синагоги.