Сергей, вы сколько угодно можете хихикать над экономической политикой, проводимой Саакашвили, но я лично оцениваю его действия на этом поприще как минимум на твёрдую четвёрку. Итак, формулируем задачу, которую предстояло решить Саакашвили. Дано: разваленная под корень страна, население которой привыкло жить в мягко говоря несколько более комфортных условиях, никакого экспортного потенциала, коррумпированная насквозь столетиями, с культом воров в законе (извини- это такая проблема, с которой Италия до сих пор в Сицилии справиться не может), на ещё и с невъебенными территориальными проблемами под названием "непризнанные республики". Задача минимум: сделать так, чтобы не получить пинка под гузно как двое предшественников. Задача- максимум: Чтобы при всём этом народ носил своего президента на руках. А потом- а хрен его знает что будет потом. Решаем проблемы по мере их возникновения. Первое- нужно ликвидировать институт воров в законе. Потому что командир должен быть один. Результат- кого посадил, остальные сами сбежали туда, где за это не садят. В Россию и Украину. Поле зачищено. Далее- денег особо много не ожидается, нужно сделать так, чтобы не воровало низовое звено. Результат- реформа полиции. Остальные, поняв что реально можно жить на государственной службе неплохо,а если попадёшься- мало того что сядешь, но ещё и разденут до нитки, а желающих подтолкнуть к краю пропасти хоть отбавляй, просто приняли правила игры и воровству предпочитают жизнь на зарплату. Сколько на этом получил бюджет- могу себе представить. Теперь дальше. Откуда брать деньги в бюджет? Вином и Боржоми торговать? Дело хорошее, но на всех этих доходов нифига не хватает. Туризм? В нищую страну, которой была Грузия, когда Саакашвили пришёл к власти? Фэнтэзи. Но есть один товар, для которого не надо ничего иметь под землёй и не надо ничего делать. Этот товар называется русофобия на экспорт. И за него платят. И очень неплохо. Гранты дают, всякие вкусные печенюшки типа кредитов, которые потом может и придётся отдавать, но когда это ещё будет. Уже неплохое наполнение. Далее- есть два региона, которые де-юре принадлежат Грузии, а де-факто- Тбилиси для них никто, ничто и звать его никак. И вот она, удача. Можно сдать эти регионы и на этом неслабо навариться. Разумеется всё должно выглядеть как взаправду. И война, и трупы, и руины- никто не должен понять что война началась для того чтобы её проиграть. И не стоит меня убеждать что Саакашвили не знал что Россия вмешается. Не догадался бы об этом только круглый идиот. Поэтому и боевые действия были настолько глупыми. Вмест того чтобы заранее, до начала боевых действий, отсечь Рокский тоннель- нужно было мало того что обствелять Цхинвали, но ещё и обязательно замочить миротворцев. Это чтобы Россия стопудово имела все основания для ввода войск. Через незакрытый Рокский тоннель. А Абхазия? Вообще просто так... А теперь посмотрим кому выгодны были результаты войны? А тут интересненько получается. Ну то, что выгодно было Путину- это бесспорно. Волны народной любви к нацлидеру перехлёстывали через край. Путин- победитель злобного Саакашвили и все дела... А что потерял Саакашвили? А вот тут-то и открывается самое интересное. Что от этой войны Саакашвили только выиграл. Весь "цивилизованный" мир так зашёлся от жалости к маленькой беззащитной Грузии, которую обидел большой злобный российский медведь, что бабло рекой потекло в Грузию, причём очень много просто невозвратных денег. То есть просто даром. На три года бюджет Грузии был укомплектован с запасом. Проблема потерянных территорий обрела свою завершённость. Теперь на вопросы электората- почему грузинсие территории не подчиняются Тбилиси- есть универсальный ответ. Не дают злые русские. И всё, вопрос отпал. Далее- почему грузины воюют за НАТО. Да по тому же самому. Деньги нужны. А за пребывание ВС Грузии в Ираке и Афгане- тоже идут нехилые отчисления. Теперь о кредитах. Во-первых- насчёт заводов. Не должно государство строить никаких заводов. Заводы должны строить инвесторы. То есть те, кто потом будут владеть этими заводами и прочими активами, приносящими прибыль. А государство должно создать условия для того чтобы инвесторы были заинтересованы вкладывать свои деньги в производство и прочие вещи именно в данном месте. А чтобы они были заинтересованы- должна быть развитая инфраструктура. То есть те самые дороги, города и прочие вещи, которые сами по себе прибыли не приносят, но потом возвращаются в виде налогов. То есть развитие инфраструктуры- это очень грамотный с экономической точки зрения шаг. А, если учесть что Саакашвили видит будущее Грузии в развитии туризма- то для достижения этой цели он поступает экономически очень грамотно. Теперь о выплате кредитов. Мы сейчас наблюдаем кризис невозвратности кредитов в Греции. Денег они назанимали дохрена и больше. И что- кредиторы кусок Греции на буксир зацепили и утащили? Да нет же. Нет пока такого механизма который бы регламентировал действия с государствами- банкротами. Так что это- не очень страшное будущее. Вот примерно так... Но это очень вкратце...
Саша! Отвечу тебе вот этим
После "революции роз" 2003 года новое руководство Грузии во главе с президентом МС смогло договориться о значительном увеличении иностранной помощи.В 2004—2006 годах объём этой помощи составил примерно $1,1 млрд (25 % от ВВП Грузии 2004 года).
После назначения в 2004 году министром экономического развития Грузии российского предпринимателя Бендукидзе получили новый импульс социально-экономические реформы. К.Бендукидзе заявил, что «Грузия должна продать всё, кроме совести» (так как совесть уже была заложена американцам
) Была проведена крупная налоговая реформа — из 20 налогов осталось 7
Кроме этого была объявлена налоговая амнистия на весь период до 2004 года. На торги были выставлены крупнейшие предприятия страны, в частности
Зестафонский завод ферросплавов, «
Чиатурмарганец»,
Руставский металлургический комбинат,
Маднеульский горно-обогатительный комбинат, Потийский морской порт. В 2007 году государственная ГЖД была передана в управление британской компании, правда позже это решение было отменено. Естественно эти мероприятия являлись одним из факторов, способствовавших значительному росту иностранных инвестиций и ВВП страны Другими факторами роста экономики являлись: адаптация к сложившейся ситуации, рост экспорта и денежных переводов трудовых мигрантов, иностранные вложения в транзитный нефтепровод. В 2006 году ВВП вырос на 8,6 %, а в 2007 году— на 12,4 %. По данным на 2007 год рост ВВП в среднем за 5 лет составил 9,7 %.К 2007 году величина ВВП Грузии составила 65 % от докризисного уровня, объём производства добавленной стоимости в промышленности — 48 % от докризисного уровня, отрицательный торговый баланс — 40 % ВВП, дефицит платёжного баланса — 20 % ВВП (один из самых больших в мире). Дефицит счёта текущих операций финансировался в основном благодаря переводам эмигрантов и иностранной помощи. Большой отрицательный торговый баланс свидетельствовал о неустойчивости экономического роста.
К 2007 году, по мнению экономиста А. Г. Егиазаряна, экономика Грузии, сильно зависящая от внешнего финансирования, получила структуру, далёкую от основ, которые обеспечивают устойчивое развитие. Согласно отчёту ЕС, опубликованному в апреле 2008 года, экономический рост в Грузии в последнее перед отчётом время был обеспечен в основном за счёт расширения финансового сектора и притока иностранного капитала.
Грузинское «экономическое чудо» основывалось не на собственном производстве, а на внешних вливаниях. В Грузии не был решен ряд основных проблем развития страны: создание продуктивного бизнеса, расширение числа рабочих мест в частном секторе экономики, возвращение людей, выехавших из страны, восстановление уровня образования и науки, достигнутого в советское время.
Развившийся с начала 2008 года мировой экономический кризис отразился на экономике Грузии. С весны 2008 возникли проблемы с финансовыми ресурсами, упала инвестиционная активность, сократилось потребление.
В октябре 2008 года западные страны объявили о выделении Грузии $4,55 млрд финансовой помощи в течение 2008—2010 годов, из которых 2,5 млрд — долгосрочный низкопроцентный заём, а 2 млрд — грант. По итогам 2008 года ВВП увеличился на 2,1 %,приток прямых иностранных инвестиций уменьшился на 22 % (до $1,56 млрд). В октябре 2009 года Михаил Саакашвили заявил, что Грузия испытала неблагоприятное воздействие войны с Россией и мирового экономического кризиса. По его мнению, благодаря реформам и либеральной открытости экономики Грузия выдержала сочетание этих факторов, при том что, по мнению Саакашвили, одного лишь кризиса хватило, чтобы разрушить экономику многих стран Восточной Европы.
Позже Саакашвили назвал «чудом», что экономика Грузии вообще не обрушилась.
Однако, никакого «чуда» не произошло, а основную роль в предотвращении коллапса грузинской экономики сыграла выделенная Грузии иностранная помощь в $4,55 млрд.
По итогам 2009 года ВВП Грузии опустился всего на 3,8 %, что являлось не большим снижением в мире. К сравнению: Украина -14,8%, Россия -7,8%, Армения -14,2% Причем заметная часть этого падения связана с последствиями Российско-Грузинской войны. Промышленное производство за тот же год упало на 8,5 %,приток прямых иностранных инвестиций сократился в два раза (до $658 млн). Но уже в 2010 году рост ВВП Грузии составил 6,4%, что является высоким показателем в мире. К сравнению: Армения 2,6%, Азербайджан 5%, Россия 4%, Украина 4,2%. В июне 2010 года в парламент Грузии был направлен проект нового Налогового кодекса, в котором, в частности, предусматривается, что предприниматели с оборотом до 30 тысяч лари в год не будут облагаться налогами, предприятия с оборотом до 200 тысяч лари будут платить только налог с доходов по ставке 3 или 5 %, предусматривается также увеличение налоговой нагрузки по ряду позиций. В июле 2010 года парламент отложил принятие Налогового кодекса до сентября.
По мнению доктора экономических наук Джорджа Берулава, наблюдавшийся в последние годы в Грузии экономичекский рост имел низкое качество, в частности, он не был связан с инвестициями в высокотехнологичные отрасли промышленности или с инновациями, ни с ростом числа рабочих мест, ни с ростом масштабов деятельности средних и малых компаний. Иностранные инвестиции в основном направлялись в отрасли, которые не ориентированы на экспорт, а инвестиции в технологии и инновации остаются на низком уровне. Низкое качество экономического роста означает, что в будущем его будет сложно поддерживать
Вот тебе и дороги!!!!!