Субботин
Бывалый
- Регистрация
- 12.11.2011
- Сообщения
- 6 716
- Реакции
- 621
Итоги грузинских реформ 2003 – 2010 года
С 2003 по 2010 год Грузия произвела глубочайшее реформирование экономической и социальной жизни, аналогов которому на постсоветском пространстве не существует.
Грузинские реформы представляют из себя очень резкие и неоднозначные перемены, великолепная рекламная картинка которых далеко не вполне соответствует их реальному наполнению и не отражает реальные, неафишируемые правительством и лоббистами результаты.
Увеличение грузинского ВВП и бюджета, достигнутое за счет тотальной распродажи национального достояния и иностранных финансовых вливаний, высокие рейтинги экономической свободы и антикоррупционной деятельности не вылились в реальное увеличение жизненного уровня граждан и в снижение безработицы и, исходя из хода реформ, практически не имеют шансов на это в будущем. Экономика Грузии и ее социальные реформы в огромной степени сидят на инвестиционной и кредитно-грантовой игле и при ее прекращении перспектив у «грузинского чуда» не существует.
С исторической точки зрения экономическая модель Грузии осталась неизменной. В последние 200 лет (как минимум) Грузия жила за счет собственных ресурсов считанные годы и каждый раз это становилось для нее подлинной катастрофой. Как правило, в любых исторических условиях Грузия находила покровителя и спонсора, который в огромной степени дотировал ее экономику.
В царский и советский период Грузия получала дополнительные средства (временами доходившие до 80% грузинского бюджета) как некая «особая», более равная чем другие, территория в рамках единого государства и, в определенной степени, за нахождение ее в этих рамках, а сам процесс дотировании шел путем прямых государственных капиталовложений, искусственно завышенных внутренних цен на продукты грузинской промышленности и с/х и завышенных зарплат жителей Грузии. С распадом СССР и невозможностью продолжения дотаций из Москвы, Грузия традиционным образом сменила лояльность и поменяла спонсора – теперь им стали США и страны Запада в целом. При сохранении принципа дотационности его формы изменились – теперь незаработанные внутри страны средства поступают в виде инвестиций, полученных в том числе за тотальную распродажу национального достояния, кредитов и грантов, приходящих в страну как фактическая оплата следования страны в фарватере Запада и за зависимость от него со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Оба источника получения средств, незаработанных внутри самой страны конечны, однако, если условием прекращения поступления средств из первого источника явились ухудшение экономической ситуации в СССР, а затем и его распад, то условием «иссякания» второго источника может стать окончание распродажи национального достояния и/или ухудшение экономического состояния Запада (кризис), либо снижение важности Грузии как партнера Западного блока.
Первое условие прекращения дотирования достигнуто и серьезных активов, продажа которых не будет иметь политических последствий, неприемлемых для спонсора, уже практически не осталось. Реальная экономика, способная создать новые источники дохода, на полученные деньги не создана, соответственно, важность ненаступления второго и третьего условий для грузинской экономики возрастают. Небольшой размер страны и невысокий уровень запросов населения определяют то, что объем средств, который понадобится от Запада на содержание грузинской экономики и социалки, будет для него подъемным даже в условиях экономического кризиса. То есть, если в рамках классического экономического анализа реформы в Грузии провалились, то с точки зрения традиционной грузинской экономической модели они вполне достигли своей цели.
К 2013-2104 году Грузия войдет в преддефолтный период, что станет концом «экономического чуда» Грузии времени Михаила Саакашвили. В политическом отношении этот период будет очень важным для Грузии, т.к. он ознаменует собой конец двуединого мандата на правление, выданного грузинским народом Михаилу Саакашвили. Как мы помним, грузинский народ «ангажировал» его для двух целей: а) возвращения Абхазии и Ю. Осетии в состав Грузии и б) подъема грузинской экономики. Провал первой цели наступил после 08.08.08., провал второй неминуемо станет явным к 2013 году. Экономический крах поставит крест на стремлении Грузии вернуть утерянные территории примером личного процветания – задаче, которой сейчас в Грузии придается все большее внимание.
Ухудшение экономического состояния страны и иссякание дотационного потока приведут к резкому сворачиванию государственных и социальных программ, а в ряде случаев – к возврату к дореформенному состоянию – снижению зарплат полицейским, уменьшению расходов на армию, прекращению ремонта фасадов домов и коммуникаций, сворачиванию пиара и т.д. Грузинам придется туго затянуть пояса. Это неминуемо вызовет в Грузии попытки пересмотреть социальный контракт с властью и серьезные социальные потрясения, исход которых сейчас просчитать невозможно.
Вместе с тем, исходя из общей международной ситуации, из сложившихся между Западом и Россией отношений и интересов Запада в Закавказье, можно считать маловероятным прекращение дотирования Грузии странами Запада, особенно с учетом уменьшения ее запросов и сокращения государственных и социальных программ. Естественно, что списание долгов, новые кредиты и гранты повлекут за собой еще более тесную зависимость этой страны от США и ряда европейских стран. Для интересов Запада ход грузинского проекта в настоящее время представляется успешным и не исключено, что его целями изначально ставилось заведение грузинской экономики в тупик и создание в Закавказье полностью зависимой и подконтрольной США банановой республики.
С 2003 по 2010 год Грузия произвела глубочайшее реформирование экономической и социальной жизни, аналогов которому на постсоветском пространстве не существует.
Грузинские реформы представляют из себя очень резкие и неоднозначные перемены, великолепная рекламная картинка которых далеко не вполне соответствует их реальному наполнению и не отражает реальные, неафишируемые правительством и лоббистами результаты.
Увеличение грузинского ВВП и бюджета, достигнутое за счет тотальной распродажи национального достояния и иностранных финансовых вливаний, высокие рейтинги экономической свободы и антикоррупционной деятельности не вылились в реальное увеличение жизненного уровня граждан и в снижение безработицы и, исходя из хода реформ, практически не имеют шансов на это в будущем. Экономика Грузии и ее социальные реформы в огромной степени сидят на инвестиционной и кредитно-грантовой игле и при ее прекращении перспектив у «грузинского чуда» не существует.
С исторической точки зрения экономическая модель Грузии осталась неизменной. В последние 200 лет (как минимум) Грузия жила за счет собственных ресурсов считанные годы и каждый раз это становилось для нее подлинной катастрофой. Как правило, в любых исторических условиях Грузия находила покровителя и спонсора, который в огромной степени дотировал ее экономику.
В царский и советский период Грузия получала дополнительные средства (временами доходившие до 80% грузинского бюджета) как некая «особая», более равная чем другие, территория в рамках единого государства и, в определенной степени, за нахождение ее в этих рамках, а сам процесс дотировании шел путем прямых государственных капиталовложений, искусственно завышенных внутренних цен на продукты грузинской промышленности и с/х и завышенных зарплат жителей Грузии. С распадом СССР и невозможностью продолжения дотаций из Москвы, Грузия традиционным образом сменила лояльность и поменяла спонсора – теперь им стали США и страны Запада в целом. При сохранении принципа дотационности его формы изменились – теперь незаработанные внутри страны средства поступают в виде инвестиций, полученных в том числе за тотальную распродажу национального достояния, кредитов и грантов, приходящих в страну как фактическая оплата следования страны в фарватере Запада и за зависимость от него со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Оба источника получения средств, незаработанных внутри самой страны конечны, однако, если условием прекращения поступления средств из первого источника явились ухудшение экономической ситуации в СССР, а затем и его распад, то условием «иссякания» второго источника может стать окончание распродажи национального достояния и/или ухудшение экономического состояния Запада (кризис), либо снижение важности Грузии как партнера Западного блока.
Первое условие прекращения дотирования достигнуто и серьезных активов, продажа которых не будет иметь политических последствий, неприемлемых для спонсора, уже практически не осталось. Реальная экономика, способная создать новые источники дохода, на полученные деньги не создана, соответственно, важность ненаступления второго и третьего условий для грузинской экономики возрастают. Небольшой размер страны и невысокий уровень запросов населения определяют то, что объем средств, который понадобится от Запада на содержание грузинской экономики и социалки, будет для него подъемным даже в условиях экономического кризиса. То есть, если в рамках классического экономического анализа реформы в Грузии провалились, то с точки зрения традиционной грузинской экономической модели они вполне достигли своей цели.
К 2013-2104 году Грузия войдет в преддефолтный период, что станет концом «экономического чуда» Грузии времени Михаила Саакашвили. В политическом отношении этот период будет очень важным для Грузии, т.к. он ознаменует собой конец двуединого мандата на правление, выданного грузинским народом Михаилу Саакашвили. Как мы помним, грузинский народ «ангажировал» его для двух целей: а) возвращения Абхазии и Ю. Осетии в состав Грузии и б) подъема грузинской экономики. Провал первой цели наступил после 08.08.08., провал второй неминуемо станет явным к 2013 году. Экономический крах поставит крест на стремлении Грузии вернуть утерянные территории примером личного процветания – задаче, которой сейчас в Грузии придается все большее внимание.
Ухудшение экономического состояния страны и иссякание дотационного потока приведут к резкому сворачиванию государственных и социальных программ, а в ряде случаев – к возврату к дореформенному состоянию – снижению зарплат полицейским, уменьшению расходов на армию, прекращению ремонта фасадов домов и коммуникаций, сворачиванию пиара и т.д. Грузинам придется туго затянуть пояса. Это неминуемо вызовет в Грузии попытки пересмотреть социальный контракт с властью и серьезные социальные потрясения, исход которых сейчас просчитать невозможно.
Вместе с тем, исходя из общей международной ситуации, из сложившихся между Западом и Россией отношений и интересов Запада в Закавказье, можно считать маловероятным прекращение дотирования Грузии странами Запада, особенно с учетом уменьшения ее запросов и сокращения государственных и социальных программ. Естественно, что списание долгов, новые кредиты и гранты повлекут за собой еще более тесную зависимость этой страны от США и ряда европейских стран. Для интересов Запада ход грузинского проекта в настоящее время представляется успешным и не исключено, что его целями изначально ставилось заведение грузинской экономики в тупик и создание в Закавказье полностью зависимой и подконтрольной США банановой республики.