Анализ реформ в Грузии
Многое, из того, что столь ненавистный нам Михаил Саакашвили сделал в Грузии, является несбыточной мечтой нашего народа и воспринимается в России просто как фантастика. Таков ли в действительности результат этих реформ, каким он подается грузинской пропагандой? Можем ли мы применить подобное в России? Нужно ли? Сопоставима ли ситуация в наших странах?
Необходимо понять, что корни столь передовых и фантастических грузинских реформ, начавшихся в 2003 году, уходят в начало 1990-х, когда благословенная и самая богатая из всех советских республик - Грузия - в одночасье превратилась в совершенно нищую и отсталую страну. Экономика Грузии практически перестала существовать – по темпам падения ВВП Грузия «соперничала» с Таджикистаном, а к середине 1990-х выпуск продукции в этой стране упал до уровня 1960 года. Инфраструктура, хозяйственные связи, традиционные отрасли оказались разрушенными. Ситуация осложнялась постоянными гражданскими и межнациональными войнами в ходе которых страна потеряла 20% своей территории.
Для грузин – по сути своей очень этноцентричного народа, претендующего на собственную исключительность, непогрешимость и подверженного мегаломании - подобное падение представлялось невероятно глубокой национально катастрофой, гораздо большей, чем состояние России в начале 1990-х, казалось таковой для среднестатистического россиянина. Грузинское общество искало выход, причем, выход очень быстрый и оно было согласно на то, что «сказочное исцеление» Грузии может быть достигнуто только путем самых радикальных и решительных реформ, ради которых гражданам нужно будет чем-то поступиться и потерпеть. В соответствии с давней политической традицией грузинский народ желал прихода мессии, которому только одному было под силу спасти Грузию.
Первоначально таким мессией был воспринят Эдуард Шеварднадзе, но, видя отсутствие результата, грузины довольно скоро в нем разочаровались и практически единодушно назначили таковым молодого и агрессивного Михаила Саакашвили. Здесь наступает очень важный момент для понимания сути и мотивации грузинских реформ. Эти реформы не являются инициативой и гениальным замыслом одного лишь Саакашвили. Роль личности в истории в этом случае, конечно же, важна, однако приход этой личности и задачи, ей поставленные, определялись ходом самой истории. Проведение сверх-кардинальных реформ было именно тем, на что Михаила Саакашвили «нанял» грузинский народ и тем, что он ему поручил.
Таким образом, в 2003 году, Михаил Саакашвили получил от народа полный мандат на две вещи – на кардинальные перемены в экономике, пусть даже достигнутые самым радикальным образом и на возвращение мятежных территорий – лучше мирным, но если нет, то однозначно и военным путем. Так, Грузия со свойственным ей максимализмом стала одновременно решать две сверх-важные и сверх-сложные задачи, из числа тех, которые другие страны стремятся решать поодиночке.
В соответствии с традиционной политической моделью Грузии, обязательным условием успеха нового курса являлась поддержка, всестороннее покровительство и благосклонное расположение самого сильного игрока в регионе. На фоне слабой России, которая к тому же противодействовала грузинскому желанию вернуть Абхазию и Южную Осетию военной силой, таким игроком являлся Запад. Соответственно, для успеха реформ, Грузию должны были воспринять на Западе, а для этого сами реформы обязательно должны были проходить в западном ключе.
По сути, всю коренную ломку грузинского общества, произведенную Михаилом Саакашвили, можно свести к движению по трем направлениям:
Изменения в сфере государственного управления с резким снижением роли чиновничества,
Разгосударствление экономики, ее максимальная либерализация и практически неограниченная приватизация,
Тотальная смена старого чиновничьего аппарата и опора на молодые кадры.
Последний фактор является одним из ключевых элементов для понимания причин успеха грузинских реформ. Михаил Саакашвили понял, что произвести глубокие реформы со старым чиновничьим аппаратом не получится. Попытки реформ осуществлялись в Грузии еще Эдуардом Шеварднадзе, но при этом он опирался именно на старые кадры, не умеющие и отказывающиеся работать по-новому, погрязшие в коррупции и сделавшие государственную службу своей личной синекурой и источником собственного благосостояния. Кардинальные реформы как раз и должны были уничтожить неэффективные экономические и общественные отношения, кормившие чиновников и, следовательно, ожидать, что старый государственный аппарат будет уничтожать самих себя и основу своего собственного благосостояния, было принципиально невозможно. Эту ошибку сделал старый Шеварднадзе, за что и поплатился, ее избежал молодой Саакашвили, почему он сейчас и на коне.
В отношении перемен в государственном управлении реформы Саакашвили сравнимы с революцией. Он начал с МВД, а если еще точнее - с ликвидации воров в законе. Грузинское общество того времени было насквозь пронизано коррупционными отношениями, а воры в законе были невероятно влиятельными людьми и имели огромное влияние на милицейских чиновников. Достаточно сказать, что по словам самого Саакашвили «в Грузии в 1990-х годах главного вора в законе в аэропорту встречал лично министр внутренних дел и с кортежем отвозил его домой». В начале 2004 года Михаил Саакашвили добился принятия закона, по которому вора в законе сажали в тюрьму только за то, что он признавался в своем статусе и пообещал выгнать любого начальника милиции, на территории которого такой вор будет обнаружен. В течении относительно короткого времени в маленькой Грузии было арестовано около 200 «законников», а остальные сбежали в Россию и Украину, где, как мы знаем, им живется вольготно и безопасно до сих пор.
После того как воры перестали влиять на чиновников МВД Михаил Саакашвили начал его преобразование. В короткий срок была проведена серьезная структурная реформа милицейских ведомств, часть которых была упразднена вообще, а часть объединена друг с другом. Наиболее коррумпированную структуру – ГАИ – упразднили совсем и в течении нескольких месяцев за порядком на дорогах не следил вообще никто. Так, Михаил Саакашвили пошел по пути легендарного Дугласа Макартура, который,после Второй Мировой войны, будучи командиром американских оккупационных сил в Японии, для борьбы с коррупцией, кумовством и клановостью в японских правоохранительных органах, трижды набирал и трижды полностью разгонял всю японскую полиции. Грузинскому Макартуру хватило и одного раза. В течении пары лет из 85 тыс. старых сотрудников МВД были уволены 75 тыс., а весь состав ГАИ - 14 тыс. человек уволили в один день. В какой-то момент в МВД оставались только сугубо профессионалы, занятые непосредственно расследованием преступлений и преподаватели, интенсивно обучающие новых сотрудников, теперь уже полицейских.
По мере того, как новые обученные сотрудники выходили «в поля», Михаил Саакашвили начал работу по четырем направлениям – он в несколько раз повысил им зарплату, доведя ее до уровня гораздо выше среднего по стране, сделав ее такой которую уже было жалко терять, одновременно установил драконовскую ответственность за коррупцию - за взятку в 50 долларов полицейский теперь отправляется в тюрьму на 10 лет, организовал постоянно идущий процесс провоцирования полицейских на взятку сотрудниками службы собственной безопасности и начал широкую кампанию по популяризации реформированной полиции среди грузинского народа. Все это происходило на фоне невероятно масштабных и публичных антикоррупционных процессов в других государственных органах.
Система государственного и административного управления подверглась самому масштабному реформированию. Был взят курс на максимальное разгосударствление почти всех областей жизнедеятельности.
Радикальным образом уменьшилось число министерств и ведомств – из 18 министерств остались 13, из 52 ведомств – только 34, а в оставшихся учреждениях прошло сокращение персонала от 40 до 50%. В частности, было сделано немыслимое - отменены пожарная охрана и санэпидемстанция.
Полномочия государственных органов были существенно сокращены, количество контролируемых ими процессов уменьшено, а сами они поставлены в жесткие рамки по планированию своей деятельности и по времени реагирования на запросы бизнеса и населения. Все это сократило государственное регулирование как рынка, так и других сфер деятельности до минимума. Так, количество лицензий, выдаваемых чиновниками и разрешительных процедур, контролируемых ими, сократилось с почти 1 тысячи до 140 штук, а ГОСТы были отменены практически все.
Радикальному реформированию подверглись сферы образования, здравоохранения, трудового законодательства и целый ряд других. Теперь в Грузии образование переведено на ваучерную систему, отменен пенсионный фонд, но государство поддерживает малоимущих, приватизированы больницы и введена система частного медицинского страхования, законы, регулирующие отношения работодателя с работником, значительно «облегчились».
Еще более масштабные реформы были проведены в сфере бизнеса. Михаил Саакашвили обеспечил принятие т.наз. Акта экономической свободы, который очертил основные принципы либеральной экономики и основные ограничения, переступать которые государство не имеет права. Так, по этому документу государственные расходы ограничиваются 30% ВВП, запрещается увеличение общего числа лицензий, а также создание новых регулирующих органов, введение новых налогов допускается только путем всенародного референдума, отменяется ценовой контроль любого рода, государство отказывается от владения банками и другими финансовыми посредническими институтами, снимаются ограничения конвертируемости лари, запрещаются любые ограничения на движения капитала и т.д.
В ультра-либеральном ключе были проведены глубокая налоговая и таможенная реформы. Параллельно с ужесточением режима сбора налогов, само налоговое законодательство было максимально упрощено, а общая фискальная нагрузка уменьшена - из 22 налогов, ранее взимавшихся в Грузии, остались 6, а с 2012 г. их будут всего 4. Максимально облегчились таможенные процедуры, а ставки налога на импорт либо в большинстве случаев обнулились вообще, либо были сделаны минимальными – от 3 до 12%.
Отказавшись от принятия традиционного антимонопольного законодательства грузинские власти приняли закон «О свободной и конкурентной торговле», который направлен не столько на недопущение монополизации различных сфер бизнеса, сколько на отказ от ограничения конкурентной среды.
Грузия практически полностью открыла финансовый и биржевой рынки для международной конкуренции, так иностранные банки категории А+ и выше могут входить на грузинский рынок без всяких ограничений.
В течении нескольких лет в стране была проведена почти полная приватизация. Для этого грузинский парламент принял закон, позволяющий приватизировать практически любые объекты собственности, включая флот, железную дорогу, шахты, заводы, порты и т.д., а также земельные, водные и лесные ресурсы.
Результаты реформ не замедлили сказаться. Совершенно неожиданно для российских аналитиков Грузия стала лидировать в целом ряде признанных международных рейтингов, касающихся легкости ведения бизнеса, антикоррупционности, привлекательности для инвестиций, скорости и глубины преобразований, улучшения делового климата, качества реформ законодательства, глубины либерализации экономики и т.д. - т.е. там, где сама Россия традиционно занимает если и не позорные последние, то совершенно непривлекательные места.
Так, в международном рейтинге простоты и удобства ведения бизнеса, разрабатываемом Всемирным банком, Грузия поднялась со 150-го места, которое она занимала в 2004 г на 11-е место в 2009 г., опередив такие уважаемые страны, как Швеция и Финляндия, что является лучшим результатом среди всех развивающихся стран мира. Сама же Россия в этом рейтинге занимает лишь 120-е место. В международном рейтинге восприятия коррупции, составляемом Transparency International, за период 2004 – 2008 гг. Грузия поднялась со 124-го на 67-е место и находится на одном уровне с некоторыми членами ЕС. Россия же за тот же период опустилась с 86-го на 147-е место.
Западные и либеральные экономисты и аналитики, следящие за ситуацией в Грузии, в один голос восторженно утверждают, что Михаилу Саакашвили удалось провести комплексные либеральные реформы, которые могут войти в учебники экономики как самый быстрый курс радикальных преобразований в истории современности, а американское Агентство международного развития (USAID) назвало изменения бизнес-климата в Грузии «самыми обширными, глубокими и быстрыми реформами, проведенными в какой-либо из стран в мире за последние 50 лет».
Сначала подобные вещи объяснялись в России тем, что Запад как может поддерживает «своего негодяя» Саакашвили, но когда некоторые финансовые результаты Грузии пошли «в цвет» высоким рейтингам, такие оценки немного поутихли.
Среднегодовые темпы роста реального ВВП Грузии c 2004 г по 2008 г составили 9-12%. В тот же период начинается резкое увеличение доходов, поступающих в грузинский бюджет. Начиная с 2003 года доходы грузинского бюджета выросли в 6 раз - с $558 млн. в 2003 году до $3,3 млрд. в 2008-м. 2008 год здесь является неким водоразделом, когда из-за августовской войны и мирового кризиса блестящие финансовые показатели несколько снизились. Вместе с тем, грузинские экономисты считают, что если экономика Грузии продолжит расти теми же темпами, то несбыточная задача, поставленная Владимиром Путиным российской экономике – удвоение ВВП - к 2013 году имеет все шансы сбыться не в холодной Москве, а на благодатной земле царицы Тамары.
В отличие от широко распространенного в России политически правильного мифа о том, что столь впечатляющие успехи Грузии были оплачены иностранными грантами и кредитами, которые скоро придется отдавать, грузинские экономисты утверждают, что в основе своей финансовое чудо было оплачено не подаренными или занятыми Грузии деньгами, а доходами от приватизации и инвестициями, поступившими для развития приватизированных предприятий. Строго говоря, это не совсем и не во всем так, но, без сомнения, в деле приватизации и получения иностранных инвестиций Грузия тоже добилась ошеломляющих результатов.
За несколько лет в стране была проведена одна из самых масштабных и решительных приватизаций в мире – по состоянию на 2009 год было приватизировано около 4 тыс. объектов. По сути, в частные руки были переданы практически все существовавшие предприятия, включая стратегические - заводы, объекты инфраструктуры, суда, лесные, водные, рыбные ресурсы, дороги, объекты здравоохранения и образования, 66% всех имевшихся земель сельскохозяйственного назначения и т.д. По крайней мере крупных объектов в собственности государства практически не осталось. Как говорил Каха Бендукидзе, бывший тогда министром экономики, «Грузия должна продать все, кроме совести».
За приватизацией последовали инвестиции. Совокупные прямые иностранные инвестиции в экономику Грузии в 2004—2009 годах составили $6,5 млрд. По привлекательности для иностранных инвесторов и по объемам полученных внешних инвестиций Грузия сравнялась с новыми членами ЕС, а по объему накопленных прямых иностранных инвестиций в расчете на душу человека, маленькая и не имеющая полезных ископаемых Грузия, догнала огромную Россию. В размерах грузинского бюджета средства, полученные от приватизации и инвестиций, были очень существенными и могли достигать от 10% до 30% от ВВП (по каждому показателю), что превышает подобные индексы во всех странах СНГ.
Самым кардинальным образом изменилась структура экспорта - в Грузии была воплощена в жизнь заветная российская мечта – его диверсификация. Если в 2003 году это была преимущественно отсталая аграрная страна, где до 40% экспортной выручки приходилось на продукцию традиционного сельского хозяйства, то сейчас сам экспорт более чем утроился, а предметом особой гордости грузин является то, что целых 8% от его объемов приходится на автомобили и их комплектующие.
По неоднократным заявлениям Михаила Саакашвили, кардинальные перемены в экономике, самым серьезным образом повысившие ее устойчивость, позволили экономике Грузии устоять в ходе мирового финансового кризиса и после пятидневной войны 2008 года, а средства, полученные в ходе экономических преобразований, дали возможность властям страны провести социальные реформы и решительным образом увеличить заработную плату. С 2003 года средняя заработная плата увеличилась в 8 раз – с $30 до $250. В то же время, зарплата в армии или полиции намного превышает этот уровень, так, участковый зарабатывает от $400 до $500 в месяц, патрульный – до $1000, а руководители отделов и специалисты-профессионалы еще выше.
Реформированная полиция является предметом гордости грузин и пользуется невероятными популярностью и доверием – рейтинг доверия полиции среди граждан - 87%, что является вторым показателем, сразу после православной церкви. По общему мнению, произошло невероятное – полиция, в том числе модернизированное ГАИ, перестала брать взятки. По всей стране полицейские участки теперь находятся либо в домах, конфискованных у воров в законе, либо в новых и специально отстроенных стеклянных зданиях, символизирующих ее открытость и прозрачность для народа. Теперь распространенной шуткой в Грузии является фраза, что самое коррупционное место в полиции – это туалет, т.к. это единственное закрытое и непрозрачное помещение в полицейских участках.
Реформы административного аппарата привели к тому, что в России воспринимается как нечто запредельное, как настоящая сказка – на то, чтобы купить и оформить участок в Грузии нужно 4 дня (у меня в ближайшем Подмосковье это заняло 2 месяца непрерывных хлопот, стояния в бесконечных очередях и выплату тучи взяток чиновникам «за ускорение вопроса»), чтобы открыть свое дело нужен 1 день, для того, чтобы зарегистрировать автомобиль – 15 минут, чтобы получить водительские права – 7 минут и т.д.
Невероятно улучшилась инфраструктура – появились новые дороги, отремонтированы старые здания и построены новые, налажено снабжение водой, электричеством, газом и.д. Как признают все побывавшие в Грузии, страна изменилась буквально на глазах. Вместо старой – жалкой, унылой, разваливающейся Грузии с отсутствием света и трубами буржуек, торчащих из окон многоэтажек, сегодняшняя новая Грузия разливается всеми цветами радуги и радует глаз жизнерадостными людьми на улицах, фонтанами, цветниками и памятниками.
Перемены, произошедшие в Грузии и то, насколько далеко она продвинулась вперед по сравнению с Россией особенно наглядно ощутимы, когда сравниваешь события, сопоставимые с российскими. Так, Грузия уже в 2008 и в начале 2009 года с нуля отстроила жилье своим беженцам из Южной Осетии, в то время как процесс ремонта пострадавших от войны здании в Цхинвале даже при уже давно выделенных огромных средствах импотентные, высоко коррумпированные и наглухо бездарные ведомства России и Южной Осетии ведут уже два с половиной года и конца ему не видно.
Изменения такого размаха невозможно объяснить только лишь поддержкой Запада, благоприятной ситуацией в мировой экономике, а также несовершенством рейтингов и предвзятостью их составителей, благоволящих Михаилу Саакашвили. К Украине времен Виктора Ющенко и к Косово они благоволили не меньше, однако, никакой революции насчет этих стран в их рейтингах не наблюдалось.
Именно так все выглядит внешне и именно такую картинку усиленно продвигают вовне грузинские СМИ и пропагандисты, включая самого главного – Михаила Саакашвили. Фраза «Аунасполициянеберетвзяток» стала уже совершенно нарицательной и используется грузинскими блоггерами в разговоре с россиянами по месту и без оного. Грузинская пропаганда, традиционно великолепно владеющая пиаром и активно поддержанная Западом, очень энергично использует и практически повсюду выпячивает самые выигрышные достижения реформ (которые, конечно же, есть) и в условиях неуклюжести, неадекватности и идеологической зашоренности мейнстримного российского экспертного анализа выставляет происходящее в Грузии однозначно в выигрышном свете в глазах рядового российского обывателя.
Но так ли все это на самом деле? В чем права грузинская пропаганда и в чем нет? Что дает право придворным российским СМИ утверждать о глубоком кризисе и грядущем конце света в Грузии? Почему оттуда из процветающей и невероятно демократической Грузии – лучшем друге самого демократичного в мире американского слона - бегут люди и почему грузинская оппозиция утверждает о грядущем экономическом крахе Грузии?