Оценка социально-экономического наследия 2000-х гг., вполне вероятно, будет сейчас меняться в худшую сторону — причем оценивать будет не какая-то условная оппозиция, а Кремль. Владимиру Путину жизненно нужны «лихие нулевые», нужен эффект базы, от которой можно отталкиваться в риторике и политике. Чтобы снять вопросы о личной ответственности, ему придется перевоплотиться в некоего «нового Путина». Государственные телеканалы работают над этим.
Придя к власти в 2000 г., Путин всем содержанием своей политики отталкивался от слишком свободных и бедных 1990-х. Главным тезисом позитивной пропаганды Кремля было «собирание страны». Негативная пропаганда началась в предвыборную кампанию 2007 г., когда, с одной стороны, уже закончились неформальные гарантии «семье» Бориса Ельцина, с другой — позитивный пиар переставал работать и надо было убедить граждан, что они в кольце опасностей. Так появились «лихие 90-е», в которые кое-кто «поураганил», но самого Путина тогда как бы не было.
Последние несколько месяцев пресса, в том числе государственная, только и обсуждает «поураганивших» в нулевые и начале десятых. Коррупционные дела вокруг Минобороны с ущербом более 4 млрд руб., снятие с поста министра Анатолия Сердюкова. Дело о хищениях в госкорпорации «Росагролизинг», когда ее возглавляла Елена Скрынник (затем успевшая поработать министром сельского хозяйства). Дела о воровстве бюджетных средств при подготовке саммита АТЭС, развитии системы «Глонасс», строительстве наукограда «Сколково». По поводу хищений в госкомпании «Русгидро» Путин выступил лично. Главное в нынешней кампании — то, что Путин инициирует, комментирует или согласует начало таких дел.
Он участвует таким образом в создании нового медиастереотипа о «лихих нулевых». Мы можем по наивности спросить: а куда же глядел сам Путин, победно руководивший в это время страной? Социологи, кстати, подтверждают, что таким вопросом россияне задаются все чаще: в 2012 г. впервые 51% опрошенных, по данным «Левада-центра», возложил «ответственность за проблемы в стране» на Путина.
А вот тут самое интересное с точки зрения пиара: задача политтехнологов — сделать так, как будто Путина в нулевых не было. То есть Путину надо переродиться в публичном пространстве, стать «новым Путиным», который в 2010-е снова будет чистить авгиевы конюшни. В идеале, конечно, хорошо бы еще омолодиться — ну это уж как пластические хирурги справятся. Главное же — предложить новую политику, отвечающую коренным запросам россиян. Запросы — сдерживание цен, работа ЖКХ, ликвидация коррупции. С ростом цен бороться труднее всего, но вот по линии коррупции и ЖКХ можно предложить много популистских решений.
Вопрос ухода от ответственности должны решать СМИ, формирующие образ «нового Путина»: да, раньше тоже кто-то руководил страной, но неважно кто (хотя Дмитрию Медведеву можно начинать беспокоиться). Важно, что сейчас руководит эффективный «новый Путин», который обязательно что-нибудь выжжет каленым железом.
В ту же сторону работает дискредитация «Единой России» — Кремль уже не работает против этой дискредитации, свидетельством чему изгнание из Думы ряда единороссов, которых оппозиция подозревает в коррупции. Политологи говорят о вероятном выходе в ближайшее время на первые роли народного фронта — у нового, чистого Путина должна быть новая, чистая база власти.