Греф говорил о кризисе на рынке нефти, который, по его словам, вызван «радикальными изменениями в потреблении». «Эра углеводородов осталась в прошлом. Как каменный век закончился не потому, что закончились камни, так и нефтяной век уже закончился», — сказал Греф.
«Будущее настало раньше, чем мы его ожидали. Мы сегодня уже находимся в этом будущем. Welcome to the future!» — пригласил глава Сбербанка.
По мнению Грефа, вопрос о том, сколько будет стоить нефть, не столь важен. «Мы будем очень сильно отставать, если не изменим концепцию нашего общественного подхода», — предупредил Греф.
«Мы проиграли конкуренцию и оказались в стане стран, которые проигрывают, стран-дауншифтеров. Страны и люди, которые сумели вовремя адаптироваться и проинвестировать в это, — победители. Те, кто не успел, очень сильно будут проигрывать», — заключил докладчик. По мнению Грефа, России угрожает «колоссальный разрыв в доходах» по сравнению со «странами-победителями».
Обрушение цен на нефть может дать шанс российской экономике, самое время приступать к ее диверсификации, считают западные эксперты — участники Гайдаровского форума, опрошенные РБК. Необходимы структурные реформы, однако российское правительство лишь говорит о них, а реальных действий не предпринимает, отмечают экономисты
Посмотреть 5 фотографий
Для того чтобы адаптироваться к новым условиям, по словам Грефа, Россия должна «изменить все государственные системы, в первую очередь образование — от детских садов до вузов». По словам Грефа, в мире новых технологий «большие проблемы» возникнут у «людей посерединке» — тех, кто не может заниматься ни высококвалифицированным, ни низкоквалифицированным трудом.
В начале января Греф в разговоре с Financial Times назвал главными проблемами российской экономики падение цен на нефть, введенные Западом санкции и отсутствие структурных реформ.
В апреле 2015 года Греф заявлял, что первая реформа, в которой нуждается Россия, — это реформа «абсолютно неэффективной системы управления». «Россия сейчас не готова ни к каким реформам... Как только мы эту реформу сделаем, вот тогда можно будет проводить все остальные», — заявил Греф.