Дело №1-170/12
ПРИГОВОР Именем Российской Федерации
гор. Москва
17 августа 2012 года
Судья Хамовнического районного суда гор. Москвы Сырова М.Л., с участием государственных обвинителей старшего помощника прокурора ЦАО гор. Москвы Васильевой И.М.,
прокурора отдела государственных обвинителей Управления по обеспечению участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судами прокуратуры гор. Москвы Никифорова А.Г.,
подсудимой Толоконниковой Н.А.,
подсудимой Алехиной М.В.,
подсудимой Самуцевич Е.С.,
защитников -
адвоката Волковой В.В., представившей удостоверение № 6189 и ордера № № 000048, 000049, 000050,
адвоката Фейгина М.З., представившего удостоверение № 10735 и ордер № 12-712,
адвоката Полозова Н.Н., представившего удостоверение № 6466 и ордера № № 094319. 094320,094321,
представителей потерпевших:
адвоката Павловой Л.О., представившей удостоверение № 4530 и ордера № № 1590, 1589, 906,2147,2146,
адвоката Лялина Л.М., представившего удостоверение № 1920 и ордер № № 008026, 008031,008032,008033,
адвоката Таратухина А.В., представившего удостоверение № 3035 и ордера № № 008027, 008028,
при секретаре судебного заседания Лобановой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
ТОЛОКОННИКОВОЙ НАДЕЖДЫ АНДРЕЕВНЫ, 07 ноября 1989 года рождения, уроженки гор. Норильска, гражданки Российской Федерации, зарегистрированной по адресу: ..., временно зарегистрированной до 06 февраля 2012 года по адресу: ..., замужней, имеющей на иждивении несовершеннолетнего ребенка 03 марта 2008 года рождения, имеющей неполное высшее образование, не работающей, ранее не судимой, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст. 213 ч. 2 УК РФ,
САМУЦЕВИЧ ЕКАТЕРИНЫ СТАНИСЛАВОВНЫ, 09 августа 1982 года рождения, уроженки гор. Москвы, гражданки Российской Федерации, зарегистрированной по адресу: ..., незамужней, имеющей высшее образование, не работающей, ранее не судимой, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст. 213 ч. 2 УК РФ.
АЛЁХИНОЙ МАРИИ ВЛАДИМИРОВНЫ, 06 июня 1988 года рождения, уроженки гор. Москвы, гражданки Российской Федерации, зарегистрированной по адресу: ..., незамужней, имеющей на иждивении несовершеннолетнего ребенка 24 мая 2007 года рождения, имеющей неполное высшее образование, студентки 4-го курса ИЖЛТ, не работающей, ранее не судимой, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст. 213 ч. 2 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
ТОЛОКОННИКОВА Н.А., САМУЦЕВИЧ Е.С. и АЛЁХИНА М.В. совершили хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное по мотивам религиозной ненависти и вражды и по мотивам ненависти в отношении какой- либо социальной группы, группой лиц по предварительному сговору.
Так, Толоконникова Н.А., Самуцевич Е.С., Алёхина М.В. и неустановленные лица в неустановленные следствием месте и время, но не позднее 17 февраля 2012 года, при неустановленных следствием обстоятельствах вступили в предварительный сговор с целью совершения грубого нарушения общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу по мотивам религиозной ненависти и вражды и по мотивам ненависти в отношении какой-либо социальной группы, в виде осуществления провокационных и оскорбительных действий в религиозном здании с привлечением внимания широкого круга верующих граждан.
Для совершения своих противоправных действий Толоконникова Н.А., Самуцевич Е.С., Алёхина М.В. и неустановленные соучастники распределили между собой роли и намеренно приобрели для облачения одежду, явно и очевидно противоречащую общим церковным правилам, требованиям порядка, дисциплины и внутреннего уклада церкви. Толоконникова Н.А., Самуцевич Е.С., Алёхина М.В. и неустановленные участники преступного сговора, причисляющие себя к женской панк-группе «Пусси Райот», планировали в Кафедральном Соборе Русской Православной Церкви - Храме Христа Спасителя облачиться в вышеуказанное одеяние для того, чтобы открыто выразить неуважение к христианскому миру и церковным канонам. А, понимая противоправность подготавливаемого к совершению деяния и весомость обиды, которую они готовились нанести всем прихожанам Храма и верующим, осознавая оскорбительный характер своего внешнего вида и планируемого поведения для всей Русской Православной Церкви, Толоконникова Н.А., Самуцевич Е.С., Алёхина М.В. и неустановленные соучастники планировали скрыть свои лица под разноцветными масками с прорезями для глаз ирга.
Намереваясь придать планируемым действиям публичную огласку и общественный резонанс, привлечь внимание общественных масс к своим противоправным действиям, довести выраженное неуважение не только до служителей и посетителей Храма, но также до других граждан, не присутствовавших в Храме в момент его совершения, но разделяющих православные традиции и обычаи, Толоконникова Н.А., Самуцевич Е.С., Алёхина М.В. и неустановленные соучастники через неустановленного соучастника оповестили различных сотрудников средств массовой информации и активных участников сетевых журналов i блогтеров) о своей акции.
21 февраля 2012 года примерно в 11 часов 00 минут, реализуя совместный преступный умысел, Толоконникова Н.А., Самуцевич E.G., Алёхина М.В. совместно с неустановленными соучастниками преступного сговора прибыли к Кафедральному Собору Русской Православной Церкви - Храму Христа Спасителя по адресу: гор. Москва, ул. Волхонка, д. 15, где, в целях беспрепятственного прохода к месту совершения религиозных обрядов, использовали одежду, отвечающую требованиям пребывания в местах богослужения, и с ее помощью под видом обычных посетителей проникли внутрь Храма. Таким образом, тщательное планирование совместных действий соучастников преступной группы, внимательная подготовка к каждому этапу преступления и использование необходимых реквизитов позволили успешно выполнить все стадии намеченной акции и подойти к завершающему его этапу.
Толоконникова Н.А., Самуцевич Е.С., Алёхина М.В. совместно с неустановленными соучастниками 21 февраля 2012 года примерно в 11 часов 20 минут, находясь в помещении Кафедрального Собора Русской Православной Церкви - Храма Христа Спасителя, приступив к реализации своей конечной преступной цели, не реагируя на призывы свечницы Храма Сокологорской Л.А. прекратить нарушение общественного порядка, пытавшейся остановить их и объяснить им недопустимость нахождения в этой части Храма, незаконно проникли в огороженную часть Храма, предназначенную для совершения религиозных обрядов, чем нанесли глубокое оскорбление и обиду, находившимся там православным верующим.
Затем, разместившись на возвышенности перед иконостасом в алтарной части Храма (солеи), предназначенной исключительно для духовенства Русской Православной Церкви, а также встав рядом на специальное место, предназначенное для чтения текста Священного Писания, произнесения церковных молитв и проповедей (амвон), Толоконникова Н.А., Самуцевич Е.С., Алёхина М.В. совместно с неустановленными соучастниками сняли верхнюю одежду, бросив ее перед дверьми, ведущими в алтарную часть Храма и символизирующими врата Рая (Царские Врата), и остались в одежде, имеющей яркую разноцветную окраску и открывающей различные части тела (руки, плечи), при этом на свои лица они надели защитные маски вызывающе-яркой расцветки, то есть имели на себе предметы одежды, непристойные с точки зрения церковных канонов для данного места.
В таком внешнем виде, находясь в основополагающем и наиболее священном месте, Храма Христа Спасителя, Самуцевич Е.С. во исполнение своей преступной роли, с ведома и согласия всех соучастников расчехлила электрогитару, и при попытке играть на гитаре была принудительно выведена с солеи охранником ЧОП «Колокол-А» Белоглазовым С.Н. В это же время Толоконникова Н.А., находясь на солее и амвоне, без промедления подключила микрофон к звукопроизводяшей аппаратуре и включила фонограмму с заранее подготовленной песней, содержание которой с точки зрения норм православной церкви является богохульным и оскорбительным для верующих и священнослужителей. Охранник ЧОП «Колокол-А» Шилин С.А. отключил звукопроизводящую аппаратуру и принудительно вынес ее с солеи.
Заранее приглашенные подсудимыми представители средств массовой информации и участники сетевых журналов в нарушение правил поведения в Храме осуществляли видео и фотосъемку, засняв все вышеуказанные и последующие преступные действия Толоконниковой Н.А., Самуцевич Е.С., Алехиной М.В. и неустановленных лиц, законные требования сотрудников Храма прекратить съемку, они игнорировали, а некоторые из них к тому же проникли в огороженную часть Храма, предназначенную для совершения священных символических религиозных обрядов и церемоний, и продолжили осуществлять съемку.
Затем игнорируя предостережения прихожан, действия охранников и сотрудников Храма, Толоконникова Н.А., Алёхина М.В. и неустановленные следствием участники группы продолжили грубое нарушение общественного порядка, а именно, пренебрегая правилами поведения и, проявляя явное неуважение к культуре поведения в Храме, находясь в предалтарной части Храма, перемещаясь по солее и амвону, вход на которые посетителям строго воспрещен, в течение примерно 1 минуты руководствуясь чувством религиозной ненависти и вражды выкрикивали, скандируя бранные фразы и слова, оскорбляющие присутствующих, а также прыгали, задирали ноги, имитируя танцы и нанесение ударов кулаками по воображаемым противникам.
Своими действиями Толоконникова Н.А., Самуцевич Е.С., Алёхина М.В. совместно с неустановленными лицами грубым образом нарушили общественный порядок, лишили граждан общественного спокойствия, прервали нормальное функционирование Кафедрального Собора Храма Христа Спасителя, предусмотренное регламентом нахождения посетителей в Храме, проявили явное неуважение к посетителям и служителям Храма, ставшими невольными очевидцами вышеуказанных незаконных действий, глубоко оскорбили и унизили чувства и религиозные ориентиры верующих православных граждан.
В целом реализованной акцией в явной неуважительной и непочтительной форме, лишенной всяких основ нравственности и морали, явным и недвусмысленным образом выразили свою религиозную ненависть и вражду к одной из существующих в настоящее время религий - христианству, посягнув на его равноправие, самобытность и высокую значимость для большого количества наций и народов.
Таким образом, Толоконникова Н.А., Самуцевич Е.С., Алёхина М.В. совместно с неустановленными лицами своими совместными действиями и поведением грубо нарушили общественный порядок, выразив неуважение к обществу, противопоставив себя в православном Храме обществу, демонстративно пренебрегли общепринятыми нормами поведения в Храме, оскорбили религиозные чувства посетителей Храма и всех верующих граждан, по мотивам религиозной ненависти и вражды.
Подсудимые ТОЛОКОННИКОВА НА., САМУЦЕВИЧ Е.С. и АЛЁХИНА М.В. в судебном заседании виновными себя по предъявленному обвинению по ст. 213 ч. 2 УК РФ не признали, в содеянном не раскаялись и показали, что преступление они не совершали, вражды к религии и к верующим у них не было, их целью было совершить политическое высказывание в художественной форме.
Подсудимая Толоконникова Н.А. в судебном заседании показала, что ее (Толоконникову Н.А.) активно не устраивало то, что 04 марта 2012 года состоятся выборы и главой страны будет избран Путин В.В., а премьером станет Медведев Д.А. Святейший Патриарх призывал верующих отдать свои голоса на выборах за Путина В.В. Святейший Патриарх вторил Владиславу Суркову и Рамзану Кадырову, которые заявляли, что власть Пугина В.В. от Бога. Не (Толоконникову Н.А.) подобные -заявления всегда огорчали и обескураживали.
Сценарий эмиграции ее (Толоконникову Н.А.) не устраивал. У нее есть много конструктивного, что она может предложить России, в том числе и в сфере искусства и философских исследований. Она решила не сидеть сложа руки и выразить свою позицию искусством. Так она стала участницей группы «Пусси Райот».
Никакой ненависти и вражды в них нет, у них есть сильная политическая страстность. Выступления группы «Пусси Райот» - это политическое искусство, художественный агитационный материал.
Выступление 21 февраля 2012 года - имеет политический и художественный мотив и отличается от вражды и ненависти к религии и верующим. Выступление в Храме Христа Спасителя было прекращено согласно требованиям охраны Храма. Песня «Богородица, Путина прогони» длится полторы минуты, а выступление в Храме - 30 секунд. Песня не была завершена, выступление не состоялось, так как вся музыкальная аппаратура была сразу же изъята, был проговорен без музыкального сопровождения один куплет и один припев. Не заметить политического контекста невозможно. Кроме того, было произнесено две фразы: «Богородица, стань феминисткой» и непристойное высказывание в адрес Бога. Слово «феминистка» не является бранным. Она (Толоконникова Н.А.) считает себя феминисткой. Непристойное высказывание в адрес Бога является устоявшимся выражением и выражает отношение к политической ситуации.
И никаких оскорблений в адрес Бога, религии, верующих, Богородицы они не произносили, агрессивных и насильственных действий в отношении кого-либо не совершали, нецензурной бранью не выражались. Маски во время выступления надевали не для затруднения идентификации. Маски являются необходимой деталью сценического образа солистки группы «Пусси Райот» - им важны не лица, а идеи.
21 февраля 2012 года они пришли в Храм Христа Спасителя, чтобы совершить политическое высказывание в художественной форме. В песне «Богородица, Путина прогони», выложенной участницами группы «Пусси Райот» вместе с роликом, нет слов ненависти и вражды к верующим, а разъясняются политические мотивы. В интервью участницы группы поясняли, что к христианству относятся хорошо, но обескураживает их сотрудничество Патриарха с земными властями. В текстах, содержащихся на информационных накопителях, не содержится ни одного выражения, содержащего ненависть и вражду.
Нарушение правил внутреннего распорядка церкви не влечет за собой того, что это было сделано из ненависти. Им (участницам группы «Пусси Райот») не было известно о запрете заходить на солею и амвон. То, что участницы группы «Пусси Райот» повернулись спиной к аптарю. не является нарушением церковных правил, так как при выходе из Храма все поворачиваются спиной к алтарю.
Действиями участниц группы «Пусси Райот» в Храме Христа Спасителя 21 февраля 2012 года не руководил мотив религиозной ненависти и вражды, в том числе к социальной группе православных верующих. В Храме Христа Спасителя она искала сценическую площадку, которую она увидела в центре зала. Она переступила через ограждение, сняла куртку, надела шапку с прорезями для глаз, так называемую «балаклаву», достала микрофон, который у нее кто-то вырвал, начала производить движения, которые производит всегда на их выступлениях. Затем она сняла «балаклаву» и без агрессии и бранных слов покинула Храм. Попыток вернуться у нее не было. В Храме она произнесла куплет «Черная ряса...» С ней кроме Самуцевич Е.С. и Алёхиной М.В. были Серафима и Балаклава. Где они сейчас она не знает.
Толоконникова Н.А. считает, что обвинение базируется на политическом заказе, преследующем цели отобрать у активных граждан России голоса.
В своем последнем слове Толоконникова Н.А. сказала, что в выступлении группы «Пусси Райот» виновата политическая система, сторона обвинения попирает христианство, над участницами группы «Пусси Райот» происходит надругательство. Группа «Пусси Райот» является наследниками Введенского. Просит учесть выводы психолого-психиатрической экспертизы.
Подсудимая Алёхина М.В. в судебном заседании показала, что она является действующей участницей группы «Пусси Райот». Все участницы «Пусси Райот» категорически неприемлют власть Путина В.В. Участницы группы «Пусси Райот» любят и ценят абсурд, поэтому используют яркие платья и «балаклавы», действуя в качестве персонажей, выражающих идеи. Непристойное выражение в адрес Бога, использованное ими - это не хула на Господа. Они критикуют преследование инакомыслящих, они критикуют сближение церкви и государства, то есть светской власти и органов госбезопасности. Участницы группы «Пусси Райот» возражают против запрета пропаганды гомосексуализма и запрета на публичное упоминание нетрадиционной ориентации.
Они не враги православия. Они критикуют Патриарха Кирилла. Они уважают символы христианства и желали быть правильно понятыми. Они не ожидали, что их выступление будет интерпретировано как богохульство, кощунство, святотатство и насмешка, они этого не ожидали. Федеральные СМИ разжигали ненависть и вражду многих людей по отношению к ним. У нее (Алёхиной М.В.) не было ненависти, она не была агрессивна по отношению к потерпевшим, не оказывала сопротивления, не дралась. Их помыслы были чисты. В ее (Алёхиной М.В.) действиях не было мотива ненависти и вражды. Никаких негативных чувств, ненависти она не испытывала к потерпевшим. Их выступление в Храме Христа Спасителя длилось примерно 40 секунд. Их выступление было по политическим мотивам. В Храм она вошла в верхней одежде с покрытой головой. На входе ни с кем не говорила. Она прошла в зал Храма, перепрыгнула через ограждение одной из последних. В создании ролика и его распространении в Интернете участия не принимала.
При проведении следственных действий ее шантажировали, стремились убрать политическую составляющую из их выступления. Она (Алёхина М.В.) считает себя наследником диссидентских традиций борьбы с авторитарным режимом.
В своем последнем слове Алёхина М.В. сказала, что их выступление было небольшим и нелепым актом, а Россия насквозь больной организм. Образование игнорирует особенности личности, форма преподавания наследует советский образец. Современные институты образования прививают жестокость и неприятие инакомыслия. Люди -- это масса, они аморфны. Тюрьма - это Россия в миниатюре. Ее (Алёхиной М.В.) извинения были искренними.
Подсудимая Самуцевич Е.С. в судебном заседании показала, что она является участницей группы «Пусси Райот». После начала предвыборного периода у них (Самуцевич Е.С., Алёхиной М.В., Толоконниковой Н.А. и других нескольких человек) создалась определенная среда единомышленников, состоящая из художников, поэтов, музыкантов, актеров и представителей других творческих профессий, в рамках которой они периодически встречались и обсуждали волнующие их темы. Услышав заявление Медведева Д.А. о том, что Путин В.В. будет баллотироваться на третий срок, находясь под сильным стрессом и возбуждением, они, вдохновляясь музыкальным феминистским движением, создали группу «Пусси Райот». При разработке визуального образа и концепции группы их волновала идея анонимности как художественной стратегии, где не было бы фиксации на личностях, отсутствовал бы образ женского лица. Поэтому они использовали «балаклавы» яркого цвета. Принцип внезапности их музыкальных выступлений также являлся неслучайным политическим моментом. Разрешения на публичные выступления они не просили. Внезапность является протестом. Эмоционально-негативный характер высказываний является формой музыкального исполнения. Они выступали на ремонтных вышках в метро, на крыше троллейбуса, на крыше спецприемника, в самом сердце политической столицы - на Красной площади, на Лобном месте. Свою музыкальную карьеру они продолжили, после выступлений Патриарха Московского и Всея Руси о внеземной роли Путина В.В. в истории России и голосовании верующим православным за него и его партию, в главном символе политической власти Патриарха -- Храме Христа Спасителя. При этом они использовали известную историческую традицию обращения к Богородице, исполненную в форме молебна. В Храме они исполнили первый и единственный в данном выступлении куплет песни «Богородица, Путина прогони». Они (участницы группы «Пусси Райот») были против закона, запрещающего пропаганду гомосексуальности.
Она (Самуцевич Е.С.) была под стрессом от заявления Путина В.В. о том, что он будет баллотироваться в Президенты Российской Федерации.
Она к православным верующим и религии не испытывает ненависти. У нее дома много икон - как объектов православной культуры. К потерпевшим никакой ненависти она не испытывает. Раньше ненависти также не испытывала.
В Храм Христа Спасителя 21 февраля 2012 года они пришли, чтобы высказать свой протест против голосования за Путина В.В. Патриарх исполнял поручения Путина В.В. и агитировал за Путина В.В. Они (группа «Пусси Райот») решили высказаться и выбрали символ власти Патриарха. Они выбрали время, когда в Храме Христа Спасителя не проводилась служба, чтобы не оскорбить верующих. Она (Самуцевич Е.С.) была в верхней одежде и платке. В зале Храма они начали искать открытую площадку, чтобы выступить. Нашли площадку они в центре Храма после ступеней. На площадке лежали ковры. Они (группа «Пусси Райот») предполагали, что по коврам могут ходить люди. По площадке ходили люди в светской, по их мнению, одежде. Она (Самуцевич Е.С.) знает только про алтарь. Об амвоне и солее она не знала. В алтарь они заходить не собирались. Она (Самуцевич Е.С.) взбежала на эту площадку, сняла верхнюю одежду, надела «балаклаву», стала доставать электрогитару. Ее (Самуцевич Е.С.) кто-то схватил сзади руками, сжал ее руками и вынес с площадки. Она (Самуцевич Е.С.) ушла из Храма. Попыток вернуться в Храм она не делала. Она ничего не выкрикивала, ролик не создавала и в Интернете его не размещала. При входе в Храм ей никто ничего о правилах поведения не говорил. При выходе из Храма ее никто не задерживал. Все было как обычно.
Допросив подсудимых, потерпевших и свидетелей, исследовав материалы уголовного дела, суд считает виновными Толоконникову Н.А., Самуцевич Е.С. и Алехину М.В. в совершении изложенного выше преступления.
К такому выводу суд пришел исходя из анализа как показаний подсудимых Толоконниковой Н.А., Самуцевич Е.С. и Алехиной М.В., так и других доказательств.
Показания потерпевших и свидетелей признаются судом достоверными доказательствами по делу и оцениваются как допустимые. Они полностью согласуются с другими исследованными в судебном заседании доказательствами.
Виновность подсудимых Толоконниковой Н.А., Самуцевич Е.С. и Алехиной М.В. несмотря на отрицание ими своей вины подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.
Потерпевшая Сокологорская Л.А. в судебном заседании показала, что является прихожанкой Храма Христа Спасителя, работает в Храме, занимается обеспечением порядка на подсвечниках, следит за лампадами, протирает иконы Храма. Она является глубоко верующей православной и осознано пришла служить в Храме Богу. Она соблюдает все каноны и посты. У нее подписан трудовой договор с ключарем Храма Христа Спасителя.
Ее рабочий день начинается с 09 часов - зажигаются лампады, протираются стекла, смазываются маслом подсвечники. В 10 часов для посещения открывается Храм. Закрывается Храм для посетителей в 18 часов. Под Храмом расположена Церковь Преображения Господня.
21 февраля 2012 года она вышла на работу в 09 часов. Около 11 часов она стояла в зале Храма Христа Спасителя справа у алтаря, возле подсвечников. К ней подошли ранее незнакомые Алёхина М.В. и Толоконникова Н.А., с вопросом о том, где поставить свечки. Толоконникова Н.А. в это время поглядывала за ее (Сокологорской Л.А.) спину, где находилась калитка перед ограждением к подъему на алтарь. Когда Толоконникова Н.А. и Алёхина М.В. отошли, она (Сокологорская Л.А.) повернулась к подсвечнику и услышала шум от Ризы Господня. Она (Сокологорская Л.А.) увидела как Толоконникова Н.А., Самуцевич Е.С. и неизвестное лицо открывают калитку. У нее {Сокологорской Л.А.) возникла внутренняя боль в силу пренебрежения девушками святыней. Она (Сокологорская Л.А.) бросилась к калитке, предупреждая девушек, что им туда нельзя, пытаясь их удержать. Толоконникова Н.А., Самуцевич Е.С. и неизвестное лицо уже взбежали на амвон. Она (Сокологорская Л.А.) пыталась их задержать, но ее кто-то оттолкнул. Толоконникова Н.А., Самуцевич Е.С. и неизвестное лицо игнорировали ее предупреждения, одна из них, которую она пыталась ухватить за плечо, смахнула ее руки и все вместе они пробежали к дверцам ограждения солеи и, открыв дверцы, вбежали на амвон перед Царскими Вратами алтаря. Она устремилась за ними, и остановилась на ступеньках солеи, так как ни одна женщина, в том числе и она, как служащая, не имеют право подниматься на амвон, к месту перед Царскими Вратами. В это время Алёхина М.В. и неизвестное лицо тоже вбежали на амвон по центральной лестнице. Она (Сокологорская Л.А.) пыталась пресечь их действия, объясняла, что женщинам на амвон нельзя. Девушки ее (Сокологорскую Л.А.) игнорировали.
Перед Царскими Вратами девушки бросали свои вещи - швыряли рюкзаки и сумки, находящиеся при них, снимали верхнюю одежду, достали и надели на головы разноцветные маски с прорезями для рта и глаз, оставаясь при этом в непотребном виде - в коротких цветных платьях с оголенными руками, в облегающих лосинах. Толоконникова Н.А. находилась в центре группы. Девушки одновременно с этим расчехлили электрогитару и начали, прыгать, скакать, задирать высоко ноги, мотать головами, двигали руками как при агрессии при ударе и одновременно с этим выкрикивали очень оскорбительные, богохульные слова о Христе, о Богородице, о Патриархе. Все было сделано перед Царскими Вратами четко, отлажено, спланировано, практически синхронно, осуществлялось все это под команды одной девушки из этой группы, быстро. У девушек были распределены функции.
Прихожане, посетители, сотрудники Храма были шокированы, возмущены кощунственными действиями девушек.
Рядом с девушками находилась группа сопровождения, которая появилась за ограждением, где не должны находиться граждане. Группа осуществляла фото- и видеосъемку. Она (Сокологорская Л.А.) ^мужчину и женщину предупредила о невозможности нахождения здесь светских людей и осуществления съемки. Об этом висит предупреждение перед входом в Храм. Ее (Сокологорскую Л.А.) игнорировали и устремились на амвон и солею.
За ограждением она увидела еще несколько человек, производящих съемку. Она также от этих лиц, потребовала прекратить видеосъемку и стала вытеснять их в сторону выхода.
Девушки работали на камеру. Её чувства, как верующей всем этим были оскорблены. Она, чтобы остановить эти оскорбительные и религиозно ненавистные действия, пренебрегающие чувствами православных верующих, стала звать на помощь. Она не могла поверить, что такое возможно в главной Святыне страны - Кафедральном Соборе Храме Христа Спасителя - памятнике, построенном в благодарность за победу в Отечественной войне 1812 года.
Она увидела, что алтарники и охранники вытесняют девушек с амвона. На амвоне девушки находились 2-3 минуты. Сразу предотвратить их действия не удалось -- они вырывались, возвращались на солею и амвон. Охранники предотвратили использование усилителей и музыкальных инструментов. Но девушки скандировали отрепетированные слова оскорбления Господу и Богородице, прихожан.
Музыки и пения не было. Было скандирование. Политического мотива не было, лозунгов также не было, были действия, оскорбляющие верующих. В Храме так себя вести не надлежит.
В Храме Христа Спасителя 21 февраля 2012 года к 11 часам находилось не менее 50-ти человек. Все присутствующие находились в пристойном виде. Она (Сокологорская Л.А.) обратилась с заявлением в правоохранительные органы.
В Интернете она видела клип. Действия девушек, совершенные в Храме Христа Спасителя, а. также видеоклип с текстом песни и содержащий фрагменты этих съемок, являются оскорбительными и неприятными для ее чувств православного верующего и других верующих, в связи с чем, ей причинен моральный вред.
Все было сделано с целью вызвать негативный, оскорбительный резонанс в чувствах и душах верующих, вызвать чувства раздражения, гнева, ненависти, что еще больше усиливают ее душевную боль от случившегося на последней неделе перед Великим постом.
Согласно протоколу предъявления лица для опознания потерпевшая Сокологорская Л.А. опознала Толоконникову Н.А. как лицо, находившееся 21 февраля 2012 года в недопустимом виде в Храме Христа Спасителя и совершившее совместно с Алехиной М.В., Самуцевич Е.С. и неустановленными лицами неуважительные, оскорбительные для верующих действия (т. 2 л.д- 103-105).
Согласно протоколу предъявления лица для опознания потерпевшая Сокологорская Л.А. опознала Алехину М.В. как лицо, находившееся 21 февраля 2012 года в недопустимом виде в Храме Христа Спасителя и совершившее совместно с Самуцевич Е.С., Толоконниковой Н.А. и неустановленными лицами неуважительные, оскорбительные для верующих действия (т. 2 л.д. 115-117).
Потерпевший Истомин Д.С. в судебном заседании показал, что он является православным верующим, знает основные молитвы, соблюдает посты, отмечает церковные праздники, знаком с церковным уставом.
21 февраля 2012 года примерно в 11 часов 20 минут он зашел в Храм Христа Спасителя, проходя рамку меташюискателя, услышал крики о помощи. Он устремился внутрь Храма вместе с охранниками. На амвоне он увидел группу молодых девушек одетых в разноцветные маски с прорезями для глаз и рта, в платьях с открытыми руками, что запрещено Церковными правилами. Указанные девушки вели себя вызывающе, кричали оскорбительные слова в адрес церкви, Патриарха и веры православной в целом, хаотично махали руками и ногами, пританцовывали и приплясывали, их поведение было неподобающим, нарушающим все мыслимые и немыслимые общепринятые правила поведения в Храме. Среди девушек были Толоконникова Н.А. и Алёхина М.В.
Такое неподобающее поведение оскорбило его чувства православного верующего, а также чувства других православных граждан, которые просили о помощи и прекращении этих оскорбляющих действий, при этом некоторые граждане даже плакали. Он решил помочь охранникам, так как видел, что они вдвоем не смогут справиться с данной неприятной ситуацией. Когда он подбежал к танцующим девушкам и попытался ближайшую к нему и продолжающую танцевать девушку (Алехину М.В.) выпроводить с солеи, девушка упала на колени и стала креститься спиной к алтарю, что недопустимо и что еще больше вызвало негодование, раздражение, обиду. Когда он с незнакомым мужчиной, держа девушку за руки, вели ее в сторону выхода из Храма, охранник Храма, шедший навстречу, снял с нее шапку голубого цвета. После чего он (Истомин Д.С.) рассмотрел ее лицо.
Затем он вернулся, чтобы помочь в пресечении этих бесчинств, оскорбляющих его религиозные чувства. В этот момент, он увидел еще одну девушку (Толоконникову Н.А.), которая была уже без шапки. Было четыре девушки, пятую охранник вывел.
В Храме находились другие лица, которые мешали предотвращению действий девушек. Действия девушек его оскорбили. С его точки зрения, девушки оскорбили православную веру и православных граждан, верующих, действия девушек носили агрессивный характер. Девушки использовали нецензурную брань в Храме, в связи с чем ему (Истомину Д.С.) причинен моральный вред.
В Интернете он видел клип, содержащий действия девушек, нарушающие Церковные правила и оскорбляющие чувства верующих, одну из которых он вывел из Храма. Действия девушек, совершенные в Храме Христа Спасителя, а также видеоклип с текстом песни и содержащий фрагменты этих съемок, как самостоятельно каждое, так и в совокупности являются оскорбительными и неприятными для его чувств православного верующего и других верующих, что еще больше усиливает его душевную боль от случившегося на последней неделе перед постом.
Согласно протоколу предъявления лица для опознания потерпевший Истомин Д.С. опознал Толоконникову Н.А. как лицо, находившееся 21 февраля 2012 года в недопустимом виде в Храме Христа Спасителя и совершившее совместно с Алехиной М.В., Самуцевич Е.С. и неустановленными лицами неуважительные, оскорбительные для верующих действия (т. 2 л.д. 99-101).
Согласно протоколу предъявления лица для опознания потерпевший Истомин Д.С. опознал Алехину М.В. как лицо, находившееся 21 февраля 2012 года в недопустимом виде в Храме Христа Спасителя и совершившее совместно с Самуцевич Е.С., Толоконниковой Н.А. и неустановленными лицами неуважительные, оскорбительные для верующих действия (т. 2 л.д. 111-113).
Потерпевший Цыганюк В.И. в судебном заседании показал, что он является православным, глубоко верующим и церковным человеком, соблюдает посты, праздники, участвует в церковных таинствах, богослужениях, соблюдает все каноны и обряды православной церкви, он получил духовное образование, чтобы в дальнейшем стать священнослужителем, работает в Кафедральном Соборе Храма Христа Спасителя алтарником -псаломщиком. Он (Цыганюк В.И.) подготавливает все к богослужению, участвует в богослужении, выполняет поручения священника, убирается на солее и амвоне.
Женщина в этих местах не может находиться. На амвоне женщина может находиться только при венчании.
21 февраля 2012 года он пришел в Храм к 07 часам утра и занялся своими обычными делами по подготовке к богослужению. Примерно в 11 часов он услышал громкие звуки и увидел на амвоне четырех пляшущих девушек в ярких платьях. Девушки выкрикивали богохульные слова. Их одежда не соответствовала канонам. Они вели себя недопустимо в Храме - прыгали, задирали высоко ноги, размахивали руками. Девушки сопротивлялись выводу их с амвона, действовали спланировано. Они нарушали нормальное функционирование Храма. У него (Цыганюка В.И.) было тяжелое состояние на душе, глубоко затронуты его религиозные чувства.
В Храме про Путина В.В. девушки не пели, в увиденном им клипе сюжет был добавлен. Действия девушек в Храме, по его мнению, унижали чувства верующих.
Ему (Цыганюку В.И,) был причинен моральный вред - боль в душе. Подобное поведение недопустимо.
Девушки были с рюкзаками в верхней одежде, которые потом были брошены у Царских Врат. Когда их пытались вывести, они вырывались, не давали снять маски. В центральной части Храма за ограждением, где могут находиться только священнослужители, находились люди, которые фотографировали танцующих девушек.
Он (Цыганюк В.И.) услышал извинения от Алёхиной М.В. и принял их.
Поведение прихожан регламентируется Правилами, которые расположены при входе в Храм, кроме того, охрана напоминает о правилах поведения в Храме.
На предварительном следствии потерпевший Цыганюк В.И. показал, что но вере, он является православным, считает себя глубоко верующим и церковным человеком, соблюдает посты, праздники, участвует в церковных таинствах, богослужениях, исповедует православную веру, соблюдает все каноны и обряды православной церкви.
С учетом его вероисповедания и мировоззрения, он пошел получать духовное образование, для того чтобы в дальнейшем стать священнослужителем. С 2011 года работает в Кафедральном Соборе Храма Христа Спасителя алтарником - псаломщиком. В его обязанности входят: подготовка к богослужению, участие в богослужении, также он выполняет поручения священника и другое все, что связано с богослужением.
21 февраля 2012 года он прибыл в Храм к 07 часам утра и занялся своими обычными делами по подготовке к богослужению. Примерно в 11 часов 20 минут, он услышал какой-то звук микрофона в виде гула, через короткий промежуток времени звук повторился. Он вышел из алтаря на-солею и увидел невообразимое: четыре молодых девушки, находясь на амвоне, прыгали, задирали высоко ноги, размахивали руками. В огороженной от посетителей части Храма, перед амвоном рядом со ступеньками стояли фотографы примерно 3-4 человека и фотографировали действия этих девушек.
Так как действия, которые совершали эти девушки, являются кощунственными, святотатственными, оскверняющими Храм, он как верующий, был оскорблен и решил незамедлительно прекратить эти ужасные действия. При этом алтарник Железов П.А. пытался их выдворить с амвона. Он подбежал к девушке, которая была одета в зеленое платье