Партнер компании «НАФКО-Консультанты» Ирина Мостовая в беседе с “Ъ” напомнила, что «до сих пор неизвестно, по каким основаниям и какие именно действия Россия будет оспаривать в суде».
«Как следует из ранее опубликованной информации, речь идет не о принудительном прекращении права собственности РФ на объекты недвижимости, а о лишении их дипиммунитета. То есть объекты не изымались. Если это так, то можно предположить, что шансы на выигрыш у России крайне низкие»,— пояснила она.
Ирина Мостовая допустила, что при рассмотрении спора американский суд сошлется на «Доктрину политического вопроса», согласно которой суд не рассматривает иски, вытекающие из политических разногласий государств. «То есть иск российской стороны может быть просто отклонен по причине того, что конфликт имеет сугубо политическую природу, а не правовую,— говорит она.— Это важный козырь в руках американской стороны, воспользовавшись которым США могут выиграть в споре, даже не переводя его в зал суда».
Как США и Россия пытались решить конфликт вокруг конфискации американцами дач российских дипломатов
Как США и Россия пытались решить конфликт вокруг конфискации американцами дач российских дипломатов
Старший юрист BGP Litigation Денис Дурашкин также отметил, что «на первый взгляд иск России кажется бесперспективным». «США не лишали Россию права собственности на помещения, а отозвали их статус и связанные с ним привилегии и иммунитеты. Россия по-прежнему вправе распоряжаться своей собственностью. Вопрос же наделения или лишения консульского статуса в принципе находится в исключительной компетенции США»,— пояснил он “Ъ”. С другой стороны, по словам Дениса Дурашкина, поскольку американское право прецедентное, «хороший юрист может найти судебные решения, в которых может содержаться принцип или позиция, применимая и в данном деле». «Полагаю, что наибольшие судебные перспективы имеет иск о взыскании справедливой компенсации в связи с фактической экспроприацией дипломатической собственности»,— отметил он.
“Ъ” спросил пресс-секретаря американского посольства в Москве Андреа Калан, при каких условиях власти США будут готовы пересмотреть свое решение относительно российских дипобъектов. Дипломат ответила: «При принятии такого решения мы будем прежде всего исходить из национальных интересов США. Мы не сможем сбросить со счетов дестабилизирующие действия России в отношении нашей страны и наших союзников и партнеров». В то же время она добавила, что «администрация США считает, что ухудшение американо-российских отношений не отвечает интересам ни одной из сторон». «Мы продолжаем искать пути сокращения напряженности между нашими двумя странами и, где возможно, взаимодействовать в тех сферах, которые служат нашим общим интересам,— продолжила госпожа Калан.— Надеемся, что спираль эскалации, в которой оказались наши отношения, дошла до конечной точки».
Как Госдеп потребовал прекратить работу российского генконсульства в Сан-Франциско и торгпредств
Как Госдеп потребовал прекратить работу российского генконсульства в Сан-Франциско и торгпредств
На просьбу “Ъ” прокомментировать шансы добиться через американский суд пересмотра решений в отношении российской дипсобственности замглавы МИД РФ Сергей Рябков вчера ответил: «Не мое дело оценивать эти шансы. Эта ситуация совершенно беспрецедентна. Она не имеет никаких аналогов и параллелей не то что в наших отношениях с США, но в системе международных отношений в целом. Коллеги в Вашингтоне переступили красную черту и ушли за грань допустимого и разумного. Своими действиями они пытаются создать реальность, которая совершенно неприемлема. Как к этой реальности отнесутся судебные органы США, это отдельный вопрос». По его словам, российским властям, «по сути, предстоит эксперимент на материале, который до сих пор просто не существовал». «Мы на 100% уверены в собственной правоте. Считаем, что действия властей США и тех, кто пытается нагнетать антироссийские настроения, работают на разрушение основ функционирования американской же правовой системы в том виде, в котором мы ее знаем,— заявил Сергей Рябков.— В любом случае мы продолжим работу над поручением, которое нам дал президент РФ, и пройдем этот путь до конца. Абсолютно убеждены в том, что наши доводы неубиваемы и основаны на четком понимании азов международного и частного права».