Василий Ливанов: «Враньё о России зашкаливает!»
«Санкции? Ну пусть надувают этот свой шарик, пока он не лопнет с треском!» - убеждён лучший Шерлок Холмс Василий Ливанов.
«В семью плюют только уроды».
Ольга Шаблинская, «АиФ»: Рубль падает, цены выросли в разы, сокращения... «Зачем нам этот Крым такой ценой?» - сегодня это мнение звучит всё чаще... Согласны с ним, Василий Борисович?
Василий Ливанов: Что за глупость! Так могут рассуждать только те, кто абсолютно чужд России. Я не знаю, что этим людям дорого, если их родина им недорога... Меня возмущают их пустые, пошлые разговоры. Отдать Крым Украине - это был настоящий беспредел хрущёвский, чудовищный поступок. (Кстати, так же он раздаривал сокровища из наших музеев, когда ездил за рубеж!) Хрущёв чувствовал себя царьком этаким, который может кусками раздаривать-разбазаривать Россию. Потом он же наивно считал: коммунизм будет вечно, Советский Союз непоколебим, а значит, внутри его можно кроить на любой лад. А то, что Хрущёва не одёрнула его партия любимая, говорит об одном: КПСС шла далеко не к светлому будущему. Поэтому я счастлив, что Крым снова в России. И не только я один - вы посмотрите, какой сейчас праздник у народа из-за воссоединения с Крымом!
- Но из-за присоединения Крыма Россия оказалась в мировой изоляции, против нас введены санкции, которые, как ни крути, здорово ударили по нашей экономике...
- В какой мы изоляции?! Это чисто политические игры Запада, и не более того. Враньё вокруг России уже давно зашкаливает. Вся эта англосаксонская орда только и работает на развал нашей страны, на её очернение. Хотят всё извратить и переврать, начиная с нашей истории... Санкции?.. Ну, будут надувать этот шарик свой, пока он не лопнет с треском. И неизвестно, кто больше из-за этого пострадает - Запад или мы. Для нас никакая это не трагедия! Я отношусь к детям войны и знаю, что такое настоящая трагедия. И ничего - мы в войну выжили. А было несравнимо страшнее...
- Но в войну все были объединены общей идеей - победить фашизм. А сейчас на почве Украины некоторые даже разругались.
- «Разругалась» только горсточка абсолютно ничтожных людей, которые всё время мутят воду. Станиславский сказал: есть два способа существования в искусстве - любить искусство в себе или себя в искусстве. Вот те которые брюзжат и вечно чем-то недовольны - они любят себя в России, а не Россию в себе. Выпячивают себя, зарабатывают имидж. Интересы государства их не волнуют. Быть патриотом - это служить своей стране. Родина - это родители, от одного корня слова! Родина - всё равно что ваша семья. Меня отвращает, возмущает, когда люди плюют в собственную семью. Как такое в принципе возможно?! Ничего, кроме брезгливой жалости, такие люди не заслуживают.
- Ну а как нам теперь выстраивать отношения с Украиной? Режиссёр Карен Шахназаров говорит: ни в коем случае нельзя прерывать нить культуры.
- Нас объединяют общая история, общая культура и добро. И это добро должно победить, несмотря на то что сейчас украинское общество просто отравлено ненавистью, которую в них поселили. Они пока этого не понимают. Но я думаю, что наступят всё-таки дни, когда на Украине придут в себя и поймут, что творят эти их правые секторы, бандеровщина...
Коммунизм - с Евангелия?
- Василий Борисович, меня удивил ваш тон, когда вы говорили о КПСС. В нём явно читалось раздражение. Судя по всему, ностальгии по СССР Ливанов не испытывает?
- По Советскому Союзу - точно нет. Я испытываю ностальгию лишь по тому, что тогда не деньгами определялась жизнь. Никто из материальных благ бога не делал, как сейчас. Хоть коммунисты проповедовали безбожие, но они не заменяли Бога деньгами. Несмотря на очень многие пороки и ошибки советской власти, тогда тем не менее существовали нравственные критерии. Строители коммунизма ведь всё сдёрнули с Евангелия... Советская идеология как бы подменяла собой Евангелие, только без Бога.
- Почему же без Бога? По сути, Сталин был обожествлён при жизни.
- Сталина - эту сложнейшую, слож-ней-шую фигуру! - сегодня пытаются всячески примитизировать. Поэтому, говоря о нём однобоко, надо понимать последствия. Все мы знаем про сталинские лагеря. Но Солженицын хотел ударить по ГУЛАГу, а ударил в результате по России. Многие верят, что ГУЛАГ - лицо России. А это враньё.
- А какое оно, лицо России?
- Я думаю, что нас определяют обострённое чувство справедливости и наше невероятное долготерпение. Мы очень долго запрягаем, но зато быстро едем.
- То и дело слышишь в новостях: во Франции, в Италии очередная забастовка. А у нас действительно какое-то рабское долготерпение.
- Правда, социальной активности у нас нет. Но поймите, мы только-только пережили тяжелейший период. После распада Советского Союза Россия вообще могла развалиться. Страна была на уровне именно физического, территориального краха. Россель (экс-губернатор Свердловской обл. - Ред.) уже вознамерился создавать какую-то Уральскую республику. Бред сивой кобылы! И западные цепные шавки в тот момент с удвоенной силой бросились на Россию, как на кость. Поэтому одно из величайших, исторических свершений Путина - то, что не дал распасться стране. Как Пётр I, он Россию поднял на дыбы.
Душу сохранить.
- Вы признаны лучшим Шерлоком Холмсом в мире. Английская королева личным указом наградила Ливанова орденом Британской империи... Какие эмоции вы тогда испытывали?
- Я радовался прежде всего не за себя лично, а за то, что страна Шекспира признала нашу русскую национальную актёрскую школу Станиславского, представителем которой я и являюсь.
- Но многие говорят: культура и театр как её часть сегодня в загоне...
- Деньги, деньги, деньги! Конечно, если всё мерить рублём, долларами, евро, то культура окажется в загоне и расцветут спекуляция, хамство и извращение искусства. Сегодня отдельные личности, которые пришли в театр, демонстрируют просто полное непонимание сути культуры. Полное! Но я думаю, что и из этого мы вырулим. Сегодня в моде цилиндр, а завтра - котелок. Популярность проходит, а вечные ценности остаются. Иначе и быть не может!
- Сегодня нервное время, Василий Борисович... Что поможет людям сохранить свою душу?
- Душу помогают сохранить привязанность к справедливости и вера в Господа Бога нашего. Мы православная страна. Да, у нас очень много мусульман, но Бог-то един! В нашей религии уже заложены человечность и патриотизм.