Жизнь в Лодзинском гетто – 1940-44
Гетто в Лодзи было ликвидировано немцами последним – весной 1944 года. Долгая его жизнь объясняется тем, что оно было развитым экономическим кластером, работавшим на вермахт. В этом же гетто ярче всего проявилась деятельность юденрата – евреев-приспешников нацизма.
Гетто в польском городе Лодзи официально возникло 10 декабря 1939 года по указу немецкого губернатора Фридриха Убельхора. Гетто занимало всего 4 кв. км, на этой площади были размещены 164 тыс. местных евреев. Позже к ним добавились ещё около 40 тыс. евреев, депортированных из Германии, Австрии и Чехословакии (таки образом, тут жили около 200 тыс. евреев)
В лодзинском гетто был создан технологичный кластер, обслуживавший нужды вермахта: 70% продукции составлял текстиль и пошив военной формы и обуви, остальные 30% – запчасти для военной техники. За 4 года существования гетто чистая прибыль здешних предприятий составила 350 млн. рейхсмарок.
Евреи в основном работали на заводах и в мастерских, принадлежавших до нацистской оккупации своим соплеменникам. Немцы поступили мудро: они хоть и отняли эти предприятия у владельцев евреев, но назначили тех управляющими, придумав им должность «комиссар». Всего в гетто работали 96 предприятий.
Администрация гетто тоже была составлена из евреев – коллаборационистов, согласных служить нацистам. Главой администрации (юденрат) стал Хаим Румковский. При ней существовала полиция и прочие учреждения. Всего в этих «органах самоуправления» служило около 2 тыс. евреев. Тут работали 2 средние и 45 начальных школ (в общей сложности в них училось 15 тысяч детей), 5 больниц, театры и культурные центры. Активистами партий Паолей-Цион и Бунд даже были созданы два кибуца.
Как и любая Система, юденрат стал стремительно разрастаться, с 2 тысяч чиновников и силовиков в начале он к 1943 году увеличился до 13 тыс. человек, из которых полицейских было 530 человек. Была даже открыта собственная тюрьма для евреев – её обслуживали такие же евреи, около 100 тюремщиков. На предприятиях же в гетто работали 70 тыс. человек: т.е. на 1 бюрократа приходилось всего 5 рабочих.
Чиновники юденрата наблюдают за спортивными состязаниями
Юденрату немцами были предоставлены широкие полномочия. К примеру, администрация сама назначала систему продовольственных карточек. Самый большой паёк (по калорийности на уровне офицера вермахта) давали раввинам, чуть меньше (на уровне солдата вермахта) – интеллигенции и работникам юденрата (в т.ч. полиции). Рабочим – половину пайка интеллигента. Наконец, самый мизерный паёк (1100 калорий в день) приходился на иждивенцев – инвалидов, стариков, детей, домохозяек.
В юденрат от немцев поступала бумага, извещавшая что он должен отобрать энное количество евреев для отправки их в концлагерь. Администрация сама выбирала, кого посылать в печь, и на 90% это был «контингент иждивенцев» – тех, кто не мог или не хотел работать на предприятиях, а на 10% – «неблагонадёжный элемент» (от рецидивистов до коммунистов). Лишь в самом конце существования гетто – весной 1944 года нацисты сами, минуя юденрат, взялись за «окончательное решение еврейского вопроса».
Чтобы понять, что такое юденрат гетто Лодзи, опишем работу и жизнь начальника его тюрьмы – Соломона Херцберга.
Начальник тюрьмы в гетто Лодзи Соломон Херцберг
В независимой Польше он работал киномехаником. В 1940-м посажен немцами в тюрьму за сокрытие радиоприёмника. Отсидел полгода, вышел на волю. Глава юденрата Румковский приметил смышлённого человека, сначала взял его к себе работать чиновником, а потом назначил начальником местной тюрьмы с большими полномочиями: он мог сам нанимать персонал тюрьмы, придумывать распорядок, организовывать в тюрьме предприятия и т.д. Херцберг ходил в форме, расшитой золотыми галунами.
Соломону Херцбергу мало было руководить тюрьмой, он ещё и любил по собственной инициативе устраивать налёты на квартиры, где находился «нежелательный элемент» (в основном подпольщики и коммунисты), а также лично составлял списки евреев, подлежащих депортации в концлагеря.
При этих налётах Херцберг не только отлавливал подпольщиков, но и забирал из квартир всё, что приглянётся. Кроме того, его люди активно занимались спекуляцией на рынке, а в тюрьме ему принадлежало 4 мастерских по пошиву одежды. За малейшую провинность тюремщики били своих собратьев по крови – евреев-заключённых, многих забивали до смерти (только в мае 1942 года в тюрьме от побоев скончались 7 человек).
В конце концов такая нечистоплотность и жестокость Херцберга надоела самим немцам. Он был арестован, а в его квартире проведён обыск. Вот лишь часть списка обнаруженного при обыске:
«70 килограммов сала, мешки с мукой, несколько десятков килограммов сахара, конфет, мармелада и (он отвечал за работу конфетной фабрики при тюрьме), ликёры высшего качества, коробка апельсинов, бесчисленные консервы, несколько сотен коробок с обувью, 40 маринованных языков, очень большой запас туалетного мыла и так далее. Также были обнаружены сотни комплектов постельного белья, 3 шубы, 500 тыс. рейхсмарок наличностью и 20 кг (!!!) золотых изделий».
Вместе с Херцбергом были арестованы его заместитель Яков Тинпульвер и ещё 7 тюремщиков. Соломон Херцберг, как было объявлено немцами, был отправлен в концлагерь – но население гетто Лодзи не верило этому, и опасалось, что этот зверь вернётся к ним (судьба его, кстати, так и не известна). Тинпульвер умер через несколько дней, а остальные 7 тюремщиков оправданы и снова поступили на работу в ту же тюрьму.
Праздник в семье какого-то высокопоставленного чиновника юденрата гетто Лодзи
В конце концов практически полностью гетто в Лодзи было уничтожено нацистами и их прислужникам. Из 200 тыс. в концлагерях выжило только 5-7 тыс. человек, из 13 тыс. членов юденрата не были тронуты и дождались прихода советских войск 2 тыс. человек (т.е. около 15% – по сравнению с 2,5-3,5% выживших обычных евреев).
Глава юденрата гетто Лодзи Хаим Румковский (пожилой, седой еврей, в очках), рядом с друзьями и подчинёнными
Местная валюта, ходившая (наравне с рейхсмаркой) в гетто Лодзи