Одним из крупнейших перспективных проектов названо строительство Уральского тракта, который соединит Москву, Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург. Предполагается, что новая магистраль возьмет на себя около 35 % грузопотока, следующего в этом направлении. Таким образом, нагрузка на трассы М-7 и М-5 существенно сократится.
Знакомство с «дорожным вопросом» неприятно удивило В. Путина, о чем он высказался на тверском совещании дорожников. В основном, недовольство премьера коснулось коррупционной составляющей вопроса. Как оказалось, коррупцией охвачены практически все стадии дорожного строительства, начиная с того, что подрядчик демпингом выигрывает аукцион, после чего заказ передается субподрядчику. Немалую долю в завышенных расходах занимает и такая процедура, как землеотвод. Узнав о намечающемся строительстве новой трассы, чиновники начинают скупать через подставных лиц земельные участки, которые затем перепродают по «бешенным» ценам.
И все же у нынешнего президента еще остаются сомнения, что удастся смазать проржавевший механизм этой системы. Вероятно, именно поэтому, он и решил привлечь «варягов» в дорожный сектор. Свое решение он мотивировал тем, что необходимо создать конкуренцию отечественным строителям, тем самым он как бы признал, что без внешнего вмешательства «дорожный вопрос» решить не получится.
Такого же мнения придерживаются и многие эксперты, которые отмечают, что громадного объема работ на бескрайних просторах страны хватит всем – и своим, и иностранцам. При этом большинство из них сомневается, смогут ли иностранцы побороть беспредел российских чиновников. Свои сомнения, в частности, высказывает гендиректор компании CityExpress Алексей Кичатов.
Он считает, что эффект может быть достигнут только при честных конкурсах на тендеры. Другими словами, организаторы этих конкурсов должны быть заинтересованы в прохождении качественных и дешевых проектов, «безоткатных» технологий. При этом
Кичатов сильно сомневается, что существующая в России тотальная коррупция позволит это сделать.
Кроме того, дорожные эксперты серьезно сомневаются и по поводу озвученной
Путиным суммы в 8,4 трлн рублей, на которую должен пополниться дорожный бюджет. Научный руководитель Института транспорта и дорожного хозяйства
Михаил Блинкин подсчитал, что эти средства составят только 1,2% от ВВП. А, по его мнению, в дороги необходимо вкладывать не менее 3% от ВВП. Причем, это будет работать только при условии решения проблемы, связанной с эффективностью расходов, подчеркивает эксперт.
К примеру, в дорожный бюджет Литвы в прошлом году было вложено 931 млн литов, что составило как раз таки около 3% от ВВП (30,7 млрд литов). Если же провести сравнение по плотности дорожного покрытия в России и Литве, то разница будет более впечатляющей: у нас плотность дорог федерального назначения составляет всего 0,35 км на 1000 жителей, в Литве же этот показатель равен 6,4 км.