Счетная палата рассмотрела Отчет о результатах аудита эффективности выполнение полномочий органами государственной власти по обеспечению погашение налогового долга и предупреждение его роста. Аудиторы признали действующую систему государственного управления налоговым долгом неэффективной и непрозрачной.Мероприятия, которые проводили фискальные органы с целью предупреждения рост налогового долга и непосредственно его взыскания с налогоплательщиков, не только не привели к уменьшению темпов его роста или его сокращение, отмечается в отчете, а наоборот налоговый долг по налогам, сборам, платежам в государственный бюджета в течение 2014-2016 годов вырос в 3,8 раза и по состоянию на 1 января 2017 года достиг почти 59 млрд гривен.
Основная часть налогового долга к государственного бюджета в исследованном периоде была сформирована за счет налога на добавленную стоимость, налога на прибыль предприятий и рентных платежей, удельный вес которых в общих объемах налогового долга в среднем достигла 88 процентов.
Вызывает удивление, что ключевой показатель эффективности для Государственной фискальной службы Украины (ДФСУ) «Динамика налогового долга» на 2016-2017 годыМинистерство финансов Украины определило без учета ежегодно вновь образованного налогового долга. Это, по мнению аудиторов, не стимулировало работу органов Государственной фискальной службы относительно предупреждение его роста, а мероприятия органов ДФСУ по принудительного погашения налогового долга были не только неэффективными, но и малорезультативными. В этом причинной цепи неутешительным фактором были факты, что территориальные органы ДФСУ в течение исследованного периода в среднем погасили не более одного процента налогового долга и то, подчеркиваем, только за счет реализации имущества, находящегося в налоговом залоге, или путем изъятие средств должников.
Таким образом, неэффективность принятых органами мер взыскания к должников привела к тому, что налоговый долг приобретает не только статус «безнадежного», но и впоследствии списывается. И исчезают долги, как вода с гуся. Через такую бездействие ДФСУ, вследствие списание безнадежного налогового долга, в государственный бюджет за последние три года не поступило 15,8 млрд грн.
Основной причиной резкого увеличение налогового долга, как показал аудит, была неуплата налогоплательщиками самостоятельно определенных денежных обязательств. Мероприятия по предотвращению возникновения такого налогового долга не были результативными. Если на начало В 2014 году плательщики налогов не уплатили 6,7 млрд грн. самостоятельно определенных налоговых обязательств, то на начало 2017 году этот показатель достиг 36,9 млрд гривен. За три года стремительно (почти вдвое) возросло также количество плательщиков налогов - должников. Такая динамика свидетельствует о угрожающие риски ухудшение платежной дисциплины плательщиков налогов и наполнения бюджета в целом.
В контексте исследования управления государственным долгом аудиторы Счетной палатытакже установили факты служебной халатности, ненадлежащего исполнения работниками ДФСУ своих обязанностей в части хранение служебных документов. Как выяснилось, Государственная фискальная служба не только потеряла электронные копии части входных документов, в частности, по вопросам предоставления рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга), но и до сих пор не может их восстановить. Из-за отсутствия доступа к базе данных аудиторы не имели возможности проверить обоснованность решений ДФС Украины по этим вопросам на предмет наличия или отсутствия коррупционных рисков.
По результатам рассмотрения Отчета Счетная палата подготовила ряд предложений и рекомендаций Министерству финансов Украины и другим заинтересованным государственным органам по разработке и реализации мероприятий, направленных на совершенствования действующего законодательства в указанной сфере и повышения эффективности работы органов ДФСУ с предупреждение роста налогового долга и погашения как путем самостоятельной уплаты плательщиками налогов, так и за счет принудительного взыскания в бюджет причитающихся платежей.