Этот контент был подготовлен в России, где закон ограничивает освещение российских военных операций в Украине
МОСКВА, 8 августа (Рейтер) -
Российские авиакомпании, включая государственный Аэрофлот (AFLT.MM), разбирают лайнеры, чтобы обеспечить запасные части, которые они больше не могут купить за рубежом из-за западных санкций, сообщили Рейтер четыре источника в отрасли.
Эти шаги соответствуют рекомендациям российского правительства, которое в июне предложило авиакомпаниям использовать некоторые самолеты на запчасти, чтобы оставшиеся самолеты иностранного производства могли продолжать полеты по крайней мере до 2025 года.
Санкции, наложенные на Россию после того, как она ввела свои войска в Украину в конце февраля, не позволяют ее авиакомпаниям получать запчасти или проходить техническое обслуживание на Западе.
Авиационные эксперты говорили, что российские авиакомпании, скорее всего, начнут снимать запчасти со своих самолетов, чтобы поддерживать их в летном состоянии, но это первые подробные примеры.
По крайней мере, один российский самолет Sukhoi Superjet 100 и Airbus A350, эксплуатируемые "Аэрофлотом", в настоящее время посажены и находятся в разобранном состоянии, сообщил источник, знакомый с ситуацией.
Источник отказался назвать свою фамилию из-за деликатности вопроса.
Airbus A350 практически новый, сказал источник.
Большая часть авиационного парка России состоит из западных пассажирских самолетов.
Оборудование было снято с нескольких самолетов Boeing 737 и Airbus A320 компании "Аэрофлот", поскольку перевозчику требуется больше запасных частей от этих моделей для других самолетов Boeing 737 и Airbus A320, сказал источник.
Министерство транспорта России и "Аэрофлот" не ответили на просьбы о комментарии.
ВОПРОС ВРЕМЕНИ
Самолеты Sukhoi Superjet российской сборки также сильно зависят от иностранных деталей. С одного "Суперджета" уже сняли двигатель, чтобы другой "Суперджет" мог продолжать полеты, сказал первый источник.
Конечно, двигатели часто меняются местами между самолетами и обычно поставляются по отдельным контрактам, говорят эксперты отрасли. Они не считаются частью основного планера самолета.
Это "лишь вопрос времени", когда российские самолеты будут списаны, сказал источник в западной авиационной промышленности.
Новые поколения самолетов - A320neo, A350 и Boeing 737 MAX и 787 - имеют технологии, которые необходимо постоянно обновлять.
В течение года после вступления в силу санкций поддержание современных самолетов в рабочем состоянии станет "сложной задачей" даже для высокоразвитой и компетентной инженерной базы России, заявили западные источники.
Практика снятия деталей, чтобы другой самолет продолжал летать, широко известна как превращение отслуживших самолетов в "рождественские елки". Хотя это относительно редкое явление, чаще всего оно связано с финансовыми трудностями и никогда не происходило в таких масштабах, как широкомасштабные перестановки, которые прогнозируются в России в связи с последствиями санкций.
Реактивные лайнеры могут быть вновь введены в эксплуатацию при условии, что снятые с них детали будут поставлены на место, хотя это не обязательно приведет к восстановлению прослеживаемости, необходимой для возвращения самолетов на мировые рынки.
Многие детали имеют ограниченный срок службы, который необходимо регистрировать.
Почти 80% парка Аэрофлота состоит из самолетов Boeing (BA.N) и Airbus (AIR.PA) - по последним данным на конец прошлого года у компании было 134 Boeing и 146 Airbus, а также почти 80 самолетов Sukhoi Superjet-100 российского производства.
Согласно расчетам Reuters, основанным на данных Flightradar24, около 50 самолетов Аэрофлота - или 15% его флота, включая самолеты, застрявшие из-за санкций, - не вылетали с конца июля.
Три из семи самолетов Airbus A350, эксплуатируемых "Аэрофлотом", включая один, который сейчас используется на запчасти, не взлетали около трех месяцев, свидетельствуют данные Flightradar24.
Российские перевозчики летают по меньшему количеству маршрутов из-за западных санкций, что означает наличие неиспользуемых самолетов, которые можно списать, сказал второй источник в отрасли.
Западные производители понимают, что почти все "Суперджеты" эксплуатируются в России", - сказал Олег Пантелеев, глава авиационного аналитического центра "Авиапорт". "Можно просто прекратить производство и поставку запчастей - и это будет больно".
ОБСУЖДЕНИЕ
Согласно плану развития российской авиационной промышленности до 2030 года, Россия может столкнуться с наибольшими проблемами с самолетами A350 и Bombardier серии Q, поскольку техническое обслуживание этих самолетов проводится за рубежом.
Рекомендации российского правительства предусматривают "частичный демонтаж определенной части авиапарка", что позволит сохранить две трети иностранного флота в рабочем состоянии к концу 2025 года.
Основной проблемой будет поддержание в рабочем состоянии двигателей и сложного электронного оборудования, сказал Пантелеев.
"Их будет сложно ремонтировать", - сказал он.
Аэрофлот, некогда входивший в число ведущих авиакомпаний мира, но теперь зависящий от государственной поддержки, во втором квартале этого года столкнулся с падением перевозок на 22% по сравнению с прошлым годом, показали данные компании, после того как санкции не позволили ему летать по большинству западных направлений.
Обеспечение поставок из стран, которые не ввели санкции против России, вряд ли поможет, поскольку компании из Азии и Ближнего Востока опасаются риска вторичных санкций против них со стороны западных правительств, сказали источники.
"Каждая отдельная деталь имеет свой (уникальный) номер, и если в документах конечным покупателем будет значиться российская авиакомпания, то никто не согласится на поставку, ни Китай, ни Дубай", - сказал первый источник, добавив, что все детали должны быть известны Boeing и Airbus до их поставки конечному пользователю.