В прошлой записи я отметил очевидную тенденцию: в связи с последними событиями в Донбассе с российской стороны нас, "схидняков", начали активно "выписывать" из русских - мол, "не заслужили". Я с этим вполне смиренно согласился, и со своей стороны попытался в максимально-корректной форме объяснить, почему это именно так, и отчего Донбасс и правда что не пышет особым энтузиазмом от прихода Русскага Мiръа - даже при всём нашем сегодняшнем отторжении прочей Украины - ведущей себя по отношению к нам как гопота из подворотни.
Казалось бы, ответ должен быть "а, понятно, вот оно в чём дело". Вместо этого понеслись какие-то нелепые обиды, вскрики про "вот поэтому мудрый Путин войска и не вводит, что вы такие подлецы", упоительные истории о том, как Лобов меняет убеждения каждые пять минут, рассказы о непоспевающих методичках, по которым Лобов же и работает, и - самое главное - яростное отрицание реального положения русских в России, которое от места и роли "государствообразующего народа" мягко говоря далековато.
После разбора комментариев оказалось, что тех реплик, на которые стоило бы ответить, накопилось порядка сотни - кроме тех, на которые я и уже ответил. Я понял, что не одолею столь титанический труд, и решил несколько отступить от заявленной темы нового цикла, чтобы ответить на все эти реплики отдельным постом. Простите все, кому тем самым отвечаю не лично, но я попросту не железный.
Начнём с конца. И даже ещё раньше - с ликбеза. Чтобы хоть как-то внятно говорить о национальном вопросе, нужно для начала перевести некоторые понятия с русского на русский - дабы они соответствовали нормальной, цивилизованной практике словоупотребления (а значит, и реальности, за ней стоящей). Увы, у нас en masse это понимание попросту отсутствует, а присутствует именно что советский взгляд на вещи, чрезвычайно извращённый и безграмотный. Что отклики в предыдущей записи и продемонстрировали с лихвой. Приведу наглядный пример: я говорю о национальной идентификации (не этнической, а именно что национальной), а меня спрашивают, а при чём тут национальность - при этом грубо и категорически путая понятия нации и этноса. (Да, пресловутый "ложный друг переводчика" тут тоже вполне себе в наличии.)
Итак, в нормальном, цивилизованном мире ("западнее Рейна") дела обстоят следующим образом:
- Национальность - у нормальных людей это этнос.
- Нация - у нормальных людей это аналог гражданства.
- Национализм - для нормальных людей это главенство интересов нации относительно интересов государства.
- Этнический национализм - нормальные люди в этом случае говорят о нацизме либо этнократии.
- В этнос тебя "принимают" или "не принимают" - с черепомерками или нет, зависит исключительно от самого этноса и его традиций и понятий.
- В нацию же ты "записываешься" или "не записываешься" самостоятельно - что выражается в факте гражданства, которое ты принял, и твоём желании или нет выделять свою этническую идентичность как дополнительную - если она отличается от национальной. То есть ты либо просто русский, либо русский еврей, например - и это твой личный выбор (ограничения тут несомненно тоже есть, но это уже скорее нюансы).
- Соответственно, под национальным государством нормальные люди понимают государство, основанное и функционирующее с учётом интересов титульной нации.
- В силу чего эти же нормальные люди понимают, что если у нации нет своего государства, то это в любом случае всего лишь этнос, каким бы большим он ни был.
- И несомненно, обращение этноса в нацию это игра на повышение, это несомненный плюс, и это экспансия с поглощением и ассимиляцией всех прочих. Обращение нации в этнос это наоборот - игра на понижение, несомненный минус, и прямой путь к зависимому положению, вплоть до колониального.
Это, и только это является реальностью. Всё прочее - враждебная и болезнетворная пропаганда, призванная к ослаблению или уничтожению нации - извне или изнутри, не столь уж и важно.
* * *
Теперь к русским. По всем формальным признакам русские - это нация. Однако же при этом у русских... упс! - нет своего государства. В Конституции РФ в качестве субъекта права фигурирует некий "многонациональный народ Российской Федерации". Граждане России при этом что в неофициальном ключе, что в документации определяются не как "русские", а как "россияне". Отчего русские автоматически становятся всего лишь одним из этносов, составляющих российскую нацию - "россиян". Что есть несомненный абсурд.
И дело ведь тут даже не в пресловутых 83%, в каковые записали себя подавляющее большинство жителей России (хотя для мононационального государства достаточно и 70%). А дело в том, что по всем остальным параметрам русские и есть, и были, и будут именно что нацией. Что, опять же, никак не отрицает и этнической идентификации себя как русского. Русскими не только рождаются, в русские и "записываются" тоже. И при этом совершенно не важны ни "кровь", ни "почва", ни даже фамилия. Пока человек сам не начинает акцентировать на чём либо из перечисленного внимания, и не идентифицирует тем самым себя как нацмена, он - несомненно русский. Как Багратион. Как Барклай де Толли. Как Кутузов. Как Левитан. Как Гоголь.
Теперь о так называемых "национальных уменьшителях" - очень распространённая страшилка. Нет, ребята, если Россия будет наконец переформатирована в русское национальное государство, то это никак не значит, что Россия тем самым скукожится до размера четырёх областей. Наоборот, это значит, что всяческие трайбалистские образования по типу автономных национальных областей, округов и республик - которые ко всему прочему являются потенциальными источниками угрозы сепаратизма - будут упразднены. А на их месте появятся... лучше бы губернии, конечно, но - пусть даже области. Татарстан станет Казанской областью. Башкортостан - Уфимской. И т.д. Безо всяких исключений (чтобы никому обидно не было). Ну, и естественно что безо всякого при этом поражения в правах местного населения. Кроме разве что разумных ограничений.
Например, квоты на национальные школы. Если в Казанской области согласно переписи живёт 40% татар, значит и татарских школ там должно быть не более 40%. Не более - меньше можно. Национальные праздники и местные герои при этом никуда не деваются, музеи не закрываются, этно-парти и этно-фестивали не запрещаются. Люди как жили, так и живут. Но - при этом становятся русскими. Да, русскими татарами, русскими башкирами, русскими евреями, русскими чеченцами, русскими каракалпаками и мордвинами, и пр. Что есть совершенно обыденный стандарт самого что ни на есть обычного национального государства европейского типа. И как видите - никакого нацизма и убийств невинных таджикских девочек.
Кстати, что касаемо иностранных граждан. Тех же таджиков, туркменов и украинцев, например. Естественно, что при обретении русского гражданства они становятся русскими. Но так как у них есть и свои национальные государства, откель они прибыли, и они не есть автохтонные жители России, то и для обретения гражданства должны быть определённые ограничения, как то: знание языка, знание истории страны, безупречная личная криминальная история, срок на адаптацию в виде права на жительство, ограничение на занятие госдолжностей на определённое время, и т.д. - то есть опять же стандартный набор.
Как видите, ничего ужасного. Банальщина. И никакой резни нерусских, и никакого развала страны. И даже федеральные округа (исходя из климатических, экономических и прочих условий) - тоже никуда не деваются. Просто становятся фактором исключительно административной деятельности - планирование, учёт, и прочие скучные вещи.
То же, что существует вместо всего выше описанного, и как бы оно не называлось - евразийство, многонационалия, новиопство, один хрен, уж простите - это пережиток совка. От которого несомненно нужно избавляться. И вот если человек это понимает и принимает - он русский. Если нет - россиянин. Такая вот несложная, в общем-то, сепарация, за которую мне столь обильно пеняли в комментариях к предыдущему посту.
* * *
В этом месте обычно начинается "а какая в принципе разница между картиной, нарисованной тобой, и тем, что есть"? Разница глобальная. В том, "что есть", русским быть не престижно. Русские в такой конструкции являются всего лишь большинством. Массой. Причём, массой довольно пассивной. Что и понятно - когда вокруг в основном все такие же как ты, вопрос этнической солидарности даже не поднимается - "всё и так наше". А соответственно, и лозунги типа "русский, помогай русским" есть благоглупость по определению - красиво, но не работает. Именно потому что русских большинство. Этническая же солидарность и возможна лишь для национальных меньшинств, которых само давление окружающей массы заставляет сбиваться в кучки и лоббировать интересы своих по крови. Последствия чего более чем очевидны.
Когда русский человек порой отрывается от будничной рутины и оглядывается вокруг, он вдруг замечает, что во власти, в политике, в интеллектуальной элите, в шоу-бизнесе и бизнесе в целом - словом, везде, где вкусонько и слатенько - отчего-то одни сплошные шендеровичи. Или, в самом лучшем случае - матвиенки. Русский чешет репу, и начинает задумываться, а отчего же это так. Его-то ведь вроде как никто не притесняет. Ему-то ведь тоже вроде как никто не мешает пойти ни в немцовы, ни в петросяны. Отчего же тогда он чувствует себя в своей собственной стране как в колонии, которой управляет и с которой кормится именно что сладостный букет праздничной многонационалии? И русскому не остаётся ничего иного, как признать скрепя сердце свою второсортность относительно таких вот великих малых народов. "Убогонькие мы потому что".
Из чего следует и ещё один вывод - уже практический - при наличии мало-мальски амбиций русский из русских начинает "выписываться". Отыскивает в прабабушках Армине, в прадедушках Якова, а в троюродных тётках Гюльнару. И - обнаруженные драгоценные кровушки начинает в себе холить, лелеять, всячески выпячивать и подчёркивать. Не для того даже, чтобы другие прекрасные люди приняли его "в свои" - такой задачи бывший русский Ваня себе быть может и не ставит, по-крайней мере сознательно. А попросту для того, чтобы в самом же себе взрастить самоуважение, убедить самого себя в своей исключительности, в том, что "право имею".
То есть заметьте какой парадокс. При формально царящем в России интернационализме и дружбе народов в реальности вся эта красота выливается - упс! - в этнократию. Да ещё и с подчинённым в рамках этой конструкции русским большинством. Которому позволено лишь всё это благолепие обрабатывать своим горбом и обкармливать своими руками. Что в нормальном национальном государстве было бы вещью попросту немыслимой.
В нормальном национальном государстве и сама этническая идентичность имеет значение разве что на уровне предпочтения того или иного одежного бренда, например: "Я грузин! - Круто! Но мне "Армани" больше нравится". А вот в многонационалии, среди всей этой якобы дружбы-жвачки, ровно наоборот - этничность становится чуть ли не основополагающей характеристикой: "А ты русский? - Нет, не совсем. Я - немецкий!" И ведь оно более чем проявляется и на бытовом уровне тоже - зацикленность русских на этничности, на "национальностях" собеседников, с взаимным выяснением кто из них еврей а кто нет, например - не может не бросаться в глаза. Отсюда и распространённое мнение о повышенном уровне ксенофобии и антисемитизма у русских - есть этому мнению откуда взяться, очень даже есть.
Вот вам и "а какая разница".
* * *
А теперь подумайте, как вся эта красота выглядит со стороны. То есть понятно, что находясь внутри Системы, будучи в неё вписанным, оценить её крайне затруднительно. И кроме смутной неудовлетворённости жизнью, и отчётливо заниженной самооценки средний русский человек редко когда созревает для выводов. А вот при взгляде извне всё это видно и понятно сразу. Пусть оно даже и не проговаривается в массе своей, но само ощущение чего-то неладного и неправильного в этой консерватории - железобетонное. Кстати, и знаменитое пренебрежение украинцев по отношению к русским - оно ведь во многом тоже из этой железобетонности. Они ведь нюхом чуют, что "этих - можно". А русским и возразить-то по существу нечего, и сами ведь в глубине души понимают, что "можно".
Понятно, что для обычного русского человека, живущего в Украине, всё выше сказанное ещё до недавнего времени было тайной, скрытой мраком неизвестности. Особенно если по телевизору он смотрит в основном сериалы, в самой России последний раз был лет 20 назад, на похоронах прабабушки, а с российскими родственниками говорит в основном о быте, о колбасе и о зарплатах. Отчего и мнение о России у этого обычного русского человека очень даже идеализированное - "нам бы так!"
Впрочем, ещё недавно всё это и значение-то для нас имело разве что теоретическое. Ибо мы жили в своей стране, не слишком богато жили, но зато вполне спокойно и расслабленно. Пока Украина вдруг не сошла с ума.
* * *
Несомненно, ещё практически вчера Украина была вполне стандартным национальным государством. Пока титульная нация в угаре майданизма не решила, что ущемлять права крупнейшего нацменьшинства - русских - это не просто нормально, но и необходимо. И что все такие "неправильные" украинцы должны быть перекованы в "правильных", и ежели от них не слышно правильных речёвок, то это и не украинцы вовсе, а "колорады" и "ватники", которых не жалко. А вот если речёвки из твоего рта льются свободно и без внутреннего сопротивления, то значит ты и есть истинный правоверный украинец, будь ты при этом хоть мустафа найем, а хоть и вовсе негр. Своеобразное понимание гражданской нации, надо признать. Которое куда как ближе к пониманию нации классическими нацистами.
Особенно прекрасно на этом фоне звучат вещи по типу "а вот у нас на Майдане ДАЖЕ еврейская сотня самообороны была". Слушая это, любой нормальный человек напрягается автоматически. Потому что во-первых почему "даже"? То есть это что-то из ряда вон выходящее, в силу революционной ситуации, а обычно евреев... Что с ними "обычно"? Что будет, когда это самое "даже" закончится? А во-вторых, а почему сотня была отдельная еврейская? - это что-то типа микро-гетто, так, что ли? - чтобы не смешиваться с "нечистыми"? Сами украинствующие подобного недоумения со стороны даже не замечают. И даже не понимают, как именно это звучит для не-упоротого человеческого уха.
Кстати, с Нигояном ведь та же самая история - он ведь тоже "даже". Дима Резниченко и вовсе додумался до того, чтобы написать апологию армянам - мол, вас, пацаны, Серёга Нигоян теперь навсегда отмазал, резать вас так и быть не станем вы нам теперь "свои" и братья навеки. Согласитесь, это несколько отличается от стандартов национального государства, описанных выше.
И ведь украинствующие и правда что в упор не понимают, что таким вот нарочитым "не-нацизмом" они как раз свой нацизм и демонстрируют. И столь же искренне не понимают, что они тем самым за прошедшие полгода украинскую нацию не создали, а наоборот - разделили окончательно, по идеологическому принципу - на тех, кто упоротым нациком быть согласен, и тех, у кого хватает мозгов и совести, чтобы на это не пойти ни при каких условиях.
* * *
Вот мы собственно подошли и к реакции нашей, условно русской стороны, на всё это безобразие. Реакция была самой естественной - неприятие. Можно называть это как угодно - "совковым интернационализмом", "недостаточной украинистостью", "быдлячество-ватничеством", даже "они за Януковича сражаются" - это неважно. Бред он то и есть бред, чтобы генерировать самые разные оттенки своего безумия. Реальность же заключается в очень простом понимании с нашей стороны - вместо евреев и армян собрались резать нас. Ну, или перевоспитывать - разница не особая.
Мы, как "совковые интернационалисты", конечно и не прочь порадоваться за евреев с армянами, но занимать их место в качестве ритуальных жертв нам оказалось отчего не с руки. И жить в государстве, в котором это будет нормой - уж тем более. И когда наши вчерашние сограждане братья-хохлы вдруг сошли с ума и собрались нас, русских, перековать в "правильных" украинцев или уничтожить, если перековка не задастся, реакция русских была вполне предсказуемой. Русская Украина напряглась, занервничала, и обратилась в сторону самого вероятного единомышленника в этом вопросе - к России. И Россия - не подкачала!
Настолько не подкачала, что в качестве помощников прислала не русских (как мы по старинке их себе представляли), а каких-то совершенно невероятных по убожеству зверушек. С каким-то там евразийством. С каким-то там белым монархизмом. С какими-то там изборскими клубами, какими-то там бородаями, в том числе и бородаистыми же дугиными и православиями - которые в основном выражаются в православии олигарха Малофеева, оплачивающего банкет. А вот теперь уже и с адептом "встретимся в СССР", с непросыхающим от жёлтой истеричной слюны на подбородке истеричным армяно-евреем Кургиняном. Который устраивает в сердце Донбасса, в Донецке, публичные разборки с другим мааасквичём о том, как нас правильно нужно спасать.
Нет, ну реально же цирк! - два мааасквича в прямом эфире обливают друг друга фекалиями, отмахиваясь от местных надоедливых мух - типа, не до вас сейчас, мы ваше будущее решаем. Рядовой житель Донбасса смотрит на этот праздник жизни, и неизбежно задаётся вопросом: это вообще как? Это вот что, вы что ли тут русские? И вы нам предлагаете во всё это идти? Да вы не охренели ли часом, милостивые господа? Эй, пацаны, никто не знает, чего здесь, в нашей стране и нашем городе, вся эта Новиопия забыла?
После чего планы записи "в русские" кажутся уже не столь радужными, и начинает думаться о том, а как бы это самим, без вот этого татармяно-еврейского праздника дружбы народов, с одной стороны, но и без упоротых нациков со слава-героям-головного-мозга - с другой. Даже понимая, насколько этот путь между молотом и наковальней выльется не в кровь даже, а в кровищу. И даже осознавая, что путь этот и в целом не имеет ни малейших шансов, и что всё равно сожрут или одни, или другие.
Просто потому что мы ко всему этому празднику жизни готовы не были, а времени на эту самую подготовку у нас сегодня попросту нет. Вот и застыли мы от всех этих радужных перспектив в прострации - да ну бы вас! жрите уже друг друга, а кто сожрёт, с теми и будем думать что дальше делать, и как с этим дальше жить - когда оно всё закончится. А мы тут пока по шашлычку, по пивасику, в ЖЖ-шечке посидим, опять же - кто знает, будет ли всё это завтра?
Ответ на это наше разгильдяйство оказался тоже вполне предсказуемым. Мы и для украинствующих, и для евразийствующих, и даже для русских - оказываемся предателями. Быдло потому шо. Манкурты. Ну что же, предатели так предатели. Не украинцы так не украинцы. Не русские так не русские. Вы только того - побыстрей свои разборки между собой кончайте, ок? А то ведь не только жить, но и кушать хочется тоже.
А вот почему всё происходит именно так как происходит, мы с вами и попробуем выяснить дальше, вернувшись к основному циклу.