---------------------
Нас, конечно, интересует что будет происходить с другой империей, отмеченной на карте фиолетовым — Российской.
Для понимания этого для начала хорошо узнать (или повторить тем, кто уже знает) несколько важных вещей.
— 50% доходов бюджета России — это доходы от продажи нефти и газа.
— в рейтинге условий для бизнеса Россия стоит сразу за Барбадосом на 92 месте (Грузия, например, на 8 ), расходы на науку относительно ВВП на 32 месте (1,16%, рядом Венгрия и Тунис) а военный бюджет при этом на 3 месте в мире (на 20% больше, чем в Великобритании).
— чиновников в России — 6 млн человек. Их средняя зарплата 60 т.р. (средняя по стране — 33 т.р.) Про эффективность этих чиновников и масштабы распила говорить не надо — можно только посмеяться: в бюджете 2014-2016 22% расходов на ЖКХ ЗАСЕКРЕЧЕНЫ
— в общем неудивительно, что выпускники российских вузов больше всего хотят работать на госслужбе (или в Газпроме, что одно и то же) и меньше всего хотят работать продавцами (где твой заработок зависит прежде всего от тебя). То есть выросло поколение, которое считает, что можно не работать, а все даст нефть. И выросла огромная армия людей, которые привыкли получать деньги за просиживание штанов в госкабинетах. К сожалению, исторический опыт показывает, что объяснить им, что теперь всем надо начать тяжело работать будет очень сложно.
— в итоге достигнутого масштаба неэффективности экономики, Россия по словам министра экономразвития Улюкаева находится в стагнации (в то время, как экономика США и Европы постепенно восстанавливается).
— бюджет 2014-16 сверстан исходя из минимальной цены на нефть 93$ (сейчас 111$) — и если цена упадет, то придется лезть в стабфонды (фнб, резервный фонд, золотовалютные резервы) — и даже если их вскоре не распилят (что несложно предположить — forbes.ru), то хватит их года на полтора-два.
В общем, если кратко — если в мире упадет цена на нефть, в России начнется веселый карнавал. (И на этот раз организовывать его будет совсем не Капков.)
При этом важно понимать, что у России есть единственный способ воздействия на цену нефти — молиться (теперь мы знаем настоящую причину возвышения РПЦ!). Поэтому для того, чтобы понять, что будет с ценой на нефть (и как следствие - с Россией), надо смотреть, что тем временем происходит в мире.
А в мире происходит вот что:
Элон Маск (человек, который сделал PayPal и запустил частный космический корабль) открыл компанию по производству электромобилей Tesla. Три года они выпускали дорогие суперкары (200 км/ч, разгон до 100км/ч за 4.2с) и отлаживали технологии. Суперкары вполне успешные — на них большая очередь. С учетом всех государственных льгот, электрокары ценой в 100 тысяч долларов по совокупной стоимости владения сопоставимы с, извините, Toyota Corolla.
На Детройтском автосалоне в феврале Tesla обещает представить бюджетную модель E (предполагаемая цена 40 тысяч). 40 тысяч — это значит очень дешевый (по совокупной стоимости владения), очень надежный и очень быстрый автомобиль.
К концу 2015 вся Америка (98% населения), южная часть Канады и большая часть Европы будут накрыты сетью заправок, на которых автомобиль можно будет зарядить за 20 минут БЕСПЛАТНО или за 2 минуты за деньги. Просто другой бизнес Маска — это солнечные батареи (о нем позже) и большая часть заправок на них и работает.
В это же время Google, наконец, отладил свой беспилотный автомобиль, автономно он проехал без аварий уже больше миллиона километров. В трех штатах Google выдано разрешение на использование робомобиля на дорогах общего пользования — в том числе в Калифорнии.
Осенью Google вложил 250 миллионов долларов в Uber (аналог GetTaxi и Яндекс.Такси) и частью этого соглашения является то, что Uber запустит 2500 автоматизированных беспилотных такси (видимо, в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе). В общем, будущее наступило — вызываешь на айфоне такси, оно приезжает, говоришь куда ехать, такси едет по полосам общественного транспорта, выгружает и ловит следующего пассажира, а ночью сама едет за город на парковку — заряжаться, читать победные реляции в прессе и пожирать христианских младенцев.
Конечно, реднеки в Техасе и дальше будут ездить на своих траках (не будем забывать, они и на лошадях до сих пор ездят), но роботизированные автомобили способны накрыть все городские агломерации — и за несколько лет владеть автомобилем в городе станет просто невыгодно — плату за парковку никто не отменял. Важно понимать, что система Google не требует создания специальных автомобилей — она монтируется на серийные модели и позволяет в любой момент забрать управление водителю — то есть для технологии обеспечен легкий вход на рынок и под нее не требуется переоборудовать всю дорожную сеть. Лазерный сканер, требуемый для этой системы пока что дорог (70 тысяч) — но при массовом производстве его цена опустится до 10 тысяч.
Google прогнозирует, что введение этой системы позволит сократить на 90%: кол-во автомобилей в городах, количество затрачиваемой энергии, времени водителя за рулем и количество аварий. Про 90% наверняка врут — но даже изменение этих показателей на 50% перепашет весь автомобильный рынок.
В ответ Tesla пообещала через 3 года выкатить свою беспилотную систему и запустила строительство роботизированного завода по производству аккумуляторов для электромобилей — с объемом производства сопоставимым со ВСЕМ производством производством Li-Ion В МИРЕ. Если Маск (человек, построивший и запустивший космический корабль) не врет, это позволит выпускать 800 тысяч быстрых, красивых и дешевых в эксплуатации электромобилей в год.
Одновременно ходят слухи, что на Tesla (которая стоит сейчас 18 млрд) положил глаз GeneralMotors (55 млрд), после кризиса, банкротства и национализации 2008-го восстановившийся и вернувшийся на первые места по производству автомобилей в США и мире.
Переоборудование конвеера на производство электромобилей занимает около 20 месяцев (Tesla за этот срок переоборудовала конвеер Toyota). Что произойдет, если GM действительно купит Tesla, представить легко. Что произойдет, если их не купит GM тоже легко — тогда его купит Toyota или Daimler, которые уже владеют долями. А если Маск окажется проворным пронырой и сохранит контроль за собой, все просто случится на год-полтора позже, а сам он будет еще богаче (чего я ему и желаю)
Вдобавок у семьи Элона Маска есть еще один бизнес — компания Solar City. Если у вас есть дом в США в подходящей климатической зоне, вы им звоните и становитесь в очередь. Они приезжают через пару месяцев (очередь уже длинная) и бесплатно монтируют на крыше дома солнечные батареи. Солнечные батареи сдаются в десятилетний лизинг (аренда с последующим выкупом). В итоге домовладелец не делает вообще ничего, кроме телефонного звонка — но начинает платить за батареи меньше, чем он платил за электричество, полностью закрывает свои потребности в электричестве еще и отдавая ее в сеть (и при желании делает на лбу татуировку GreenPeace).
Злые языки говорят, что этот бизнес прибылен за счет дотаций от государства. Но разработки солнечных батарей тоже не стоят на месте — и к моменту, когда их КПД вырастет еще больше и производство удешевится, у SolarCity уже будет огромный рынок сбыта и клиентская база.
Почему все это важно.
Америка — главный потребитель нефти в мире (20% всего мирового потребления). Половина потребляемой в США нефти перерабатывается в бензин.
То есть, ТОЛЬКО американские автомобили потребляют 10% всей вырабатываемой в мире нефти.
КПД бензинового двигателя 25-30%, дизельного — до 50%, электрического — больше 90%. Ну и не менее важно, что для питания электромобиля отлично подходят атомные и гидроэлектростанции.
Вы скажете «ну и что — под угрозой всего 10% рынка. А есть же еще миллиардные Китай и Индия, и их автомобилизация будет долго кормить нефтяной рынок!».
В этот момент стоит вспомнить две истории.
1) Когда Индия созрела до телекоммуникации, вдруг выяснилось, что во всем мире проводная телефония отмирает — в Индии почесали макушку и накрыли всю страну сразу беспроводными сетями.
2) Тема Лебедев в одном из недавних отчетов из путешествий по Китаю писал, что китайская дорога сейчас совершенно бесшумна. Просто потому, что все пересели на электроскутеры. Это произошло за несколько лет.
Что помешает Китаю, у которого
а) почти нет нефти и газа,
б) есть крупнейшие месторождения лития и графита (нужны для li-ion аккумуляторов) и уже существующие фабрики и экспертиза по производству аккумуляторов,
в) крупнейшие в мире гидроэнергетические мощности,
г) руководящие элиты которого последние 10 лет постоянно заявляют об опасности зависимости от импорта энергоносителей,
д) есть успешный бизнес, способный провести back engineering и наладить производство,
в общем, что помешает Китаю пропустить этап бензиновых автомобилей и перейти сразу на электрические - лично я не знаю. (То же и с Индией, разумеется)
Также очень интересно происходящее на газовом рынке. Все слышали про сланцевый газ, но мало кто понимает, что это значит. По сути это просто новая технология, позволяющая добывать газ из месторождений, из которых раньше ничего добыть было нельзя — раньше газ умели выкачивать только из подземных «резервуаров», а новая технология позволяет добывать газ из месторождений, где он находится вперемешку с породой.
Для этого бурят несколько небольших скважин, закачивают туда воду с химикатами и давлением разрывают подземный пласт — газ собирается и выходит на поверхность (это очень примитивное описание, конечно). Есть люди, которые считают, что это не очень экологически чистая технология — говорят, испортим всю воду мира. Но пока что никакого вреда от добычи сланцев доказать не удалось.
Нельзя сказать, что сланцы — это дешевая технология. Но можно сказать, что технология добычи сланцевого газа сделала две вещи: 1) ограничила верхний уровень цен на газ, 2) открыла возможность добычи газа в регионах, где как считалось раньше, его не было.
Ну и технология, конечно, дешевеет с приобретением опыта.
Например, считается, что богатыми залежами сланцев обладает Польша (и Украина — и его разработка позволит обеспечить большУю часть потребности Европы в газе. Поляки никак не могут начать его добывать — из-за бюрократического бардака, жадности и коррупции (привет, братья-славяне!). Но как мы видим, евробюрократы, когда понадобилось, успешно сбороли Испанию и Грецию — наверное, смогут сбороть и Польшу. Потому что когда вы у кого-то покупаете газ, не менее важным, чем цена, является то, насколько продавец п̶с̶и̶х̶ готов гарантировать стабильность и разумность цены.
Ну и конечно, флагман добычи сланцев — это Америка. Просто потому, что там не существует никаких лицензий на добычу полезных ископаемых. Купил кусок земли и копай хоть до ядра.
В итоге цены на газ в Америке рухнули из-за избыточного предложения, и газовые компании срочно переоборудуют газовые терминалы (рассчитанные на импорт и регазификацию) — под экспорт газа. (В Китае, Японии и Южной Корее газ сейчас стоит в 3-5 раз дороже, чем в США).
То есть, производство электроэнергии в Америке сейчас существенно подешевело (конечному потребителю в Массачусетсе электроэнергия стоит сейчас дешевле, чем в Москве).
Газ напрямую менее важен для дохода бюджетов России, чем нефть (почему - отдельная история), но косвенно дешевый газ давит на нефтяные цены вниз, так как во многих применениях газ и нефть взаимозаменяемы.
Есть еще один важный тренд — перенос производства из Китая в Америку и другие страны первого мира. Из простых примеров — запуск Маском гигантского производства аккумуляторов, о котором я писал выше, и перенос Apple производства MacPro назад в Америку. Также интерес представляет перевод производства айфонов Foxconn (крупнейший в мире производитель электроники) из Китая на Тайвань.
Объединяют все эти примеры одно — вместо дешевых китайских рабочих на этих производствах будут работать очень дешевые и куда более эффективные роботы (у Foxconn на фабрике будет стоять полмиллиона роботов). В общем этот тренд называется роботизация производства.
Ну и last, but not least
Список 15 ведущих экспортеров нефти, отсортированный по объему поставок:
Саудовская Аравия, Россия, Иран, ОАЭ, Норвегия, Ирак, Кувейт, Нигерия, Канада, Голландия, Венесуэла, Ангола, Алжир, Ливия
Отбросим
— Норвегию: поставляет нефть на европейский рынок и имеет 5 миллионов населения и гигантскую для такого населения заначку.
— Голландию: реэкспортер, своей нефти у них нет, население маленькое.
— Канада: поставляет американцам и обладает диверсифицированной экономикой.
Остаются 12 стран. Я не знаю, кому сейчас в мире выгодно, чтобы у них было много денег.
Например, у Ирана с сумасшедшими аятоллами.
У Венесуэлы, где один псих-социалист сменился на другого, понижающего цены в супермаркете с помощью автоматчиков.
У Ливии, где у самых адекватных ребят из Мисураты, с которыми можно договариваться, нефти как раз нет.
У России, о которой просто опустим подробности, и так все понятно...
Отдельно важно, что с Саудовской Аравией у Штатов в последнее время довольно сильно испортились отношения — обсуждается, что королевская семья СА (прежде всего, глава разведки принц Бандар бен Султан) ведет большую игру против Израиля, и израильское лобби (наиболее влиятельное в США) вряд ли всему этому радуется.
Что может сделать дешевая нефть в Америке? Удешевить производство на перенесенных в Америку предприятиях. Снизить финансовые возможности республиканцев (нефтяные компании — их крупные спонсоры). Толкнуть экономику.
Что может сделает дешевая нефть в мире? Поддержать падающий экономический рост в Китае и толкнуть развитие китайского внутреннего рынка. Отобрать у сумасшедших с гранатой возможность тратить столько денег на вооружение и запуск центрифуг для обогащения урана.
И самое интересное для нас — что может сделать дешевая нефть в России?
В России в начале 90-х была демографическая яма, наложившаяся на эхо демографической ямы второй мировой. Кто нанимает молодежь, прекрасно знает, что на рынке труда начались большие проблемы — нового поколения молодых специалистов нет просто потому, что их 22 года назад не родили. Дело не в качестве российского образования, их нет совершенно буквально.
В это же время перестает работать и выходит на пенсию огромное послевоенное поколение (демографический пик).
Конечно, ситуацию в пенсионном фонде несколько (извините) облегчает средняя продолжительность жизни в России — 69.8 лет (113 место в мире, рядом с Гондурасом) — но, во-первых, вряд ли это кого-то может утешить, во-вторых - всей остроты проблемы это совершенно не снимает.
То есть пенсионеров становится значительно больше, а платить им пенсию можно только до тех пор, пока цены на нефть высокие.
Помните, что случилось после плохо организованной монетизации льгот?