2004 году правительство Испании приняло решение ввести субсидии для увеличения использования возобновляемых источников энергии. В то время электричество добываемое из солнца и ветра были на порядки дороже, чем другие источники энергии. Правительство рассчитывало, что небольшой толчок со стороны государства поможет компаниям разрабатывать более эффективные технологии, наращивать масштаб и снижать цены. Момент казался идеальным. Экономика страны непрерывно росла целых десять лет. Строительство росло, безработица была на рекордно низком уровне и правительство находилось в эйфории.
Поэтому тогдашний премьер-министр Хосе Луис Родригес Сапатеро разработал программу, которая позволила любому гражданину построить солнечную или ветряную ферму и продавать электроэнергию в сеть. Стоимость не имела значения - правительство будет покрывать разницу между стоимостью производства возобновляемой энергии и ценой на электроэнергию в любой момент времени. «Солнце может быть твоим» и «Будь патриотом, инвестируй в возобновляемые источники энергии», - провозглашали правительственные лозунги.
Последовавший бум возобновляемых источников энергии позволил таким компаниям, как Iberdrola SA, Abengoa SA или Siemens Gamesa Renewable Energy SA, стать лидерами в этом секторе. Вокруг них возникло множество поставщиков, которые укрепили цепочку поставок, создали рабочие места и стимулировали экономический рост.
Некоторые тревожные признаки остались незамеченными в те годы всенародной эйфории на "этом поле чудес". Было огромное количество вкладчиков, вкладывающих все свои сбережения в схемы возобновляемой энергетики, которые обещали гигантскую прибыль. А еще никого не смущали некоторые факты, что некоторые солнечные электростанции выдавали энергию в сеть ... ночью.
Затем, 15 сентября 2008 года, рухнул Lehman Brothers, а за ним обрушились крупные банки и строительные компании по всему миру, в том числе в Испании. Строительный пузырь в стране лопнул и привел к разрушительному экономическому спаду. Правительство сократило субсидии на ветряную и солнечную энергию и ввело новые правила, которые начали эффективно доить новоиспеченных "буратин". Возобновляемая энергетика Испании исчезла в одно мгновение. Проекты по возобновляемой энергии, по всем правилам советской торговли, были упакованы в нагрузку к приличным инвестиционным пакетам и продавались инвестиционными фондам "буратинам" по модели субстандартной ипотеки. Около 62 000 испанских семей, которые вложились в солнечные фермы, обанкротились, когда правила на "поле чудес" поменялись.
Шок от обвала "солнечной пирамиды" был настолько велик, что после краха очень немногие осмелились вкладываться в проекты в Испании, даже местные компании инвестировали в другие страны. Это нежелание в сочетании с административными препятствиями и медленным экономическим ростом после кризиса заставило сектор возобновляемой энергетики страны вернуться на целое десятилетие назад. Сейчас в Испании регулярно отмечаются самые высокие цены на электроэнергию в Европе, а в прошлом году Германия вырабатывала более чем в пять раз больше энергии из солнечных батарей, чем в солнечной Испании.
Чуть не забыл про солнечные панели производящие энергию ночью.
Расследование Национальной комиссии по энергетике Испании обнаружило, что испанцы оказались весьма предприимчивыми гражданами. Чтобы получить больше государственных субсидий они ночью подключали дизельгенераторы к электрическим подстанциям, которые направляют энергию солнечных ферм в сеть. Субсидии были настолько щедрыми, что с лихвой покрывали расходы на топливо.