Возможна ли вообще версия событий Второй мировой для Украины, которая бы удовлетворила большинство ее населения? От чего мы должны отталкиваться при создании концепции "Второй мировой по-украински"?
Со времени окончания Второй мировой войны фактически каждое государство-участник использовала прошлые события для создания приемлемой для всего общества версии войны. Не пора ли уже и украинцам прекратить ломать копья вокруг Второй мировой?
Общеизвестными являются популяризованной образы Советского Союза как жертвы вероломного нападения фашистов, США - как решающего фактора победы во Второй мировой или Польше - как разодранной двумя империями гордой страны...
Каждый из этих "портретов" избран государствами хоть и небезосновательно, однако и не без мифологизации и пропаганды.
Впрочем, так или иначе такие героические (или наоборот - стоечные) "образы" помогали консолидировать население во времена послевоенного восстановления. Силу и влиятельность идеологем переоценить трудно - в случае с Советским Союзом они смогли даже пережить государство-творца.
Возможна ли вообще версия событий Второй мировой для Украины, которая бы удовлетворила большинство ее населения? От чего мы должны отталкиваться при создании близкой и понятной гражданам концепции "Второй мировой по-украински"?
С такими вопросами "Историческая правда" решила обратиться в ведущих украинских специалистов, специализирующихся на теме Второй мировой.
Параллельно мы пытались прояснить и другие вещи: от базовых ("Как целесообразно называть эту войну и каковы ее временные рамки для Украины ?") в философских ("возможно Ли украинскому обществу уберечься от провокаций?").
Александр ЛЫСЕНКО: "Целесообразнее будет внимание к героизму среди простых людей..."
(
Александр Лысенко - заведующий отдела истории Украины периода Второй мировой войны Института истории Украины НАНУ)
- На сегодня мы можем констатировать деконсолидированность общества в ряде ценностных ориентиров. Сейчас общество не готово к принятию консенсусов.
Больше всего спекулятивные технологии применяются к теме Второй мировой, причем импульсивности и провокаційності этой теме добавляют политики.
Своеобразным конструктивом может стать внимание к жертв и героев - своеобразных "инь" и "янь" войны.
С одной стороны, в одинаковой степени отразился на украинцах трагедийная сторона Второй мировой. Ведь это действительно была огромная трагедия, потери и вызовы для украинского народа, который вышел из войны с невиданными потерями.
Сосредоточиться следует на чествовании жертв, причем сочетая привычные формы (братские могилы, мемориалы), можно прибегать и к новым (примером могут стать превращены в музеи немецкие концлагеря в Польше).
Также в теме Второй мировой была другая сторона, которая заключается в героизме людей, что выстояли.
Мы привыкли к советской системе героизации (где акцент делался на офицерах и командовании, что помогало творить миф войны). Зато, более целесообразной будет внимание к героизму среди простых людей.
Очень важно дистанцировать историческое значение событий войны от политики - и именно это будет способствовать выходу на платформу единой памяти о войне.
Солдаты дивизии СС "Галичина" безусловно являются ветеранами войны, однако также это было колабораціоністське формирования. Мы
часто судим СС "Галичина" по советским меркам, что создает в головах одиозный образ этой дивизии. Те, кто пошел добровольцем в дивизию, видели в ней зародыш украинского войска. Немцы же превратили их в "пушечное мясо - людей, которые воевали не за Украину, а за немецкие интересы.
Несмотря на стремление расширить временные рамки войны, я придерживаюсь официальной версии, согласно которой Вторая Мировая началась 1939 года и продолжалась до 1945. Великую Отечественную войну можно рассматривать как часть Второй Мировой, но это не были две разные войны.
Кроме того, Великая Отечественная удивление удачной идеологемой, которая смогла объединить огромное количество не заполитизированных граждан. Доказательством этого является количество добровольцев в ряды Красной Армии. И это был органический проявление украинского народа.
И СССР, и УПА является частью нашей истории, и как бы мы не пытались от нее отречься, чужой она не станет. Это вещи, которые не зависят от современных лозунгов. И если ввести для политиков на пять лет мораторий касается разговоров на тему войны, поверьте, через пять лет перед нами была бы совсем другая Украина в восприятии событий Второй мировой .
Нужно время для развития гражданского общества, необходимо, чтобы сформировался "культурный слой", который позволит нам обсуждать войну не на площадях, а на конференциях, дискуссиях. Нужны образовательные мероприятия и гражданское общество - чтобы мы научились дистанцироваться от идеологических акций и не становиться под чьи-то знамена по первому же зову.
Георгий КАСЬЯНОВ: "Выработать общий взгляд на такую многоплановую событие невозможно"
(
Георгий Касьянов - заведующий отделом новейшей истории и политики Института истории Украины НАНУ)
- Не считаю нужным создавать версию Второй мировой "по-украински".
Я не против самой идеи, но я не решусь принимать в этом участие.
Выработать общий взгляд на такую многоплановую событие невозможно, особенно если она является предметом политических манипуляций.
Я считаю уместным празднования завершения войны не как праздника победы, а как День памяти.
Германия и СССР одинаково ответственными за начало Второй Мировой. Кроме них, одинаково ответственны и союзники с их политикой в отношении Гитлера.
Примирение между Красной армией и УПА - необходимое.
Примирение между немецкими и советскими сторонами - уже произошло.
А вообще, повторюсь, взаимопонимания и объединения украинцам следует искать не в историческом события (ДСВ), да и не в истории вообще...
Ярослав ГРИЦАК: "Героями следует считать тех людей, которые становились на сторону жертв"
(
Ярослав Грицак - директор Института исторических исследований Львовского Национального университета им. Франко)
- Единство Украины во Второй Мировой войне - в разнообразии. Следует учитывать опыт и примеры различных регионов, заменив общие истории рассказами о людях.
Из этих историй видно, что люди совершали примерно одинаково, и оставались людьми, просто обстоятельства и условия были разные. Если будет создано такое собрание "малых историй", это может стать хорошей связующей платформой.
Украину во Второй мировой объединяют прежде всего не герои, а жертвы. Главный урок тех событий заключается в том, что Украина не может быть территорией, которую используют другие.
За этот урок наша страна заплатила очень большую цену: с начала Первой мировой к концу Второй в Украине погиб каждый второй мужчина и каждая четвертая женщина.
При этом понятно, что историю на жертвах не построишь, и нужны герои. По моему мнению, героями следует считать тех людей, которые становились на сторону жертв.
Сейчас чествуют тех героев, которые приводили к смерти других. Я бы рассказывал прежде всего истории героев, которые спасали людей, независимо от того, чью сторону они принимали в войне.
Для разных регионов Украины война продолжалась разное время. Дольше всего это было в Галиции - с 1939 до 1949 года. Причем в то время через Украину проходили многочисленные линии разлома (политические, идеологические, религиозные и т.д.), и поэтому было несколько войн, которые продолжались одновременно.
Конечно, главным запуском тех событий была Мировая война, которая открыла "ящик Пандоры". У нас были польско-украинская война, подпольная война УПА, и прочие войны...Они не были частью Второй мировой, но были ее отголосками.
Великая Отечественная война - идеологическая конструкция, ее следует рассматривать совсем в других категориях, чем Вторую Мировую.
Препятствовать провокациям имеет прежде всего не общество, а государство. Ведь именно она является единственной организацией, которая имеет право использовать насилие для защиты интересов людей. Собственно, за эту функцию граждане платят государству налоги. Обязанность общества за таких провокаций - кричать, и требовать привлечения к ответственности виновников.
То, что
случилось в прошлом году во Львове - не является сугубо "львовской историей". Аналогичные события были и на Манежной площади в России, и в Греции, Португалии, Франции...Такие случаи всегда будут повторяться, и главное - как в них ведет себя власть. Провокация во Львове 9 мая является провалом власти, несмотря на то что украинское общество достаточно громко "кричал".
Дмитрий ВЕДЕНЕЕВ: "Достойны почтения украинские ветераны всех армий, если они не совершали преступления против гражданского населения"
(
Дмитрий Веденеев - заместитель председателя Украинского института национальной памяти)
- После 1991 года функция апелляции к исторической памяти носила деструктивный характер, ведь апеллировали к таким событиям, которые у людей просто ломают хребет исторического мировоззрения.
В итоге украинцы начинают напоминать человека на кладбище, которая никуда не ходит и ничего не делает, упоминая только, как оскорбляли когда ее предков.
Все эти 20 лет насаждались такие штампы, которые стоило бы простить, забыть, а иначе просто будет невозможно жить. Фактически, средствами ложных исторических апелляций Украину лишают права на нормальное развитие.
Наши политики готовы жертвовать общим будущим ради общего прошлого. Происходит подмена понятий "агрессор" и "жертва агрессии", внимание акцентируется на региональных негативных мифах вместо общенациональной исторической памяти.
Относительно Украины во Второй мировой имеем несколько нетронутых постулатов:
1. Украинцы вели справедливую войну. Став жертвой агрессии, украинцы на стороне любой армии воевали за свои дома, не ради корыстных целей или захвата других земель. Это была борьба за выживание.
2. Украинцы сделали очень весомый вклад в победу над фашизмом, став одной из наций-победительниц.
3. Для Украины завершения войны и подписанные в результате этого соглашения являются основными гарантиями существования, целостности и неприкосновенности. Кроме того, в результате Второй мировой состоялось первое в истории Украины объединение большинства ее этнических земель в рамках единой государственной системы.
Сталина не следует сравнивать с Гитлером. Сталин не был кровавой фигурой своего времени, поскольку на совести европейских империй - миллионы замученных людей из колоний.
Споры относительно названия этой войны - искусственные. Великая Отечественная война Советского Союза является основной частью Второй мировой (с точки зрения количества погибших людей). Вторая мировая длилась с 1939-го по 1945 год, но это разделение является достаточно условным, поскольку события перед этим промежутком и после него очень связаны.
Достойны почтения украинские ветераны всех армий, если они не совершали преступления против гражданского населения. Несмотря на уровень антигуманизма враждебных лагерей (УПА и НКВД), оба они продуктом сознательного и искреннего выбора людей...
Игорь ЮХНОВСКИЙ: "Мы заслуживаем называться участниками антигитлеровской коалиции"
(
Игорь Юхновский - председатель Украинского института национальной памяти (2006-2010)
Украина не была инициатором Второй мировой войны, но конфликт прокатилась дважды по всей территории (на восток и на запад), нанеся разрушения невиданной Украине и украинцам.
В результате этого количество жертв среди гражданского населения преобладала даже количество погибших украинских военных.
В борьбе с фашизмом мы понесли наиболее существенные потери среди всех других народов, поэтому заслуживаем называться участниками антигитлеровской коалиции.
Украинцы воевали во Второй мировой на стороне трех сил: Красной армии, вермахта и собственной освободительной армии.
Галичанам не следует забрасывать одноименную дивизию СС, поскольку за свою вековую историю они знали СССР всего несколько лет и просто не могли естественно хотеть рисковать жизнью ради чужого государства.
Вне тем, Галичина дала Красной Армии не менее 500 тысяч призывников, поэтому тоже сделала свой вклад в победу над фашизмом.
Война для Украины началась 15 марта 1939 года с агрессии австрийской армии по отношению к самопровозглашенной закарпатской Украины. Продолжалась Вторая мировая война в Украине до 1953 года.
Александр ПАЛИЙ:"Украинскими героями войны являются прежде всего те, кто воевал за свой дом"
(Александр Палий, кандидат политических наук, выпускник НаУКМА по специальности "История")
- Без участия Украины во Второй мировой победа над фашизмом была бы невозможна. За начало этой войны одинаково ответственны и Германия, и Советский Союз.
Украинскими героями войны являются прежде всего те, кто боролся за Украину (в УПА или Красной армии) - то есть те, кто воевал за свой дом, а не за победу коммунизма/фашизма во всем мире.
Оценка действий людей, которые сотрудничали с фашистской Германией, должна быть равна оценке действий людей, которые сотрудничали с Советским Союзом. Поскольку оба режима работали на уничтожение Украины, эти люди не могут быть представлены в нашем пантеоне.
УПА достойны празднования хотя бы потому, что значительно дольше, чем все другие европейские народы продолжали вооруженную борьбу с тоталитаризмом.
Красная Армия в течение войны боролась против фашизма и за установление своего ("низменного и отсталого") режима. Если разделить эти два аспекта - что довольно сложно практически, но тем не менее - если их разделить, получим пусть схематическую, но картину достойных чествования героев ЧА (не только украинских, но и других народов, которые боролись на укр. землях против фашизма).
Война началась 1 сентября 1939 года, ее целесообразно называть Второй мировой.
Чтобы не было провокаций, надо, чтобы их не организовывала государство. И препятствовала участия иностранных государств в этих провокациях. Когда государственная власть работает против граждан этого государства, такой схеме трудно что-то противопоставить, кроме изменения этой государственной власти.
---------------
ИТОГИ
Несмотря на многообразие взглядов отечественных историков, фактически все они соглашаются, что:
- Тема Второй мировой войны является намеренно политизирована и используется с манипулятивной целью ;
- Такое положение вещей является угрозой для Украины;
- Общенациональную концепцию исторической памяти следует выстраивать не сверху, а снизу, т.е. делая акцент на историях обычных людей.
Вполне возможно, именно последняя мысль сможет стать фундаментом для объединения украинцев сейчас вокруг этой болезненной темы.