Историческая...

Вклад Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной Войне

Верующий православный христианин на все события своей временной земной жизни, а также и на события, происходящие в истории целых народов, должен смотреть сквозь призму веры и тогда он увидит действие Божьего промысла в этих событиях.

Если мы с Вами посмотрим на ветхозаветную историю израильского народа, то увидим, что благоденствие для них наступало лишь в те промежутки времени, когда они полностью доверяли Богу и старались жить согласно с Его Святой Волею. Как только они уклонялись в идолопоклонство и забывали Бога, то Божия благодать отходила от них и они попадали в руки своих врагов.

И только покаяние и обращение ко Господу было залогом их чудесных побед над неприятелем.

Что же предшествовало тому бедствию, каким вначале оказалась кровавая революция, а потом в результате и Великая отечественная война 1941-45гг.?

Из истории церкви мы знаем, что, начиная с 18 века, наша Церковь лишилась Патриарха, подверглась влиянию протестантских воззрений, хлынувшим к нам с Запада. Духовная жизнь в России в конце 19 века пришла в упадок. Наблюдался повсеместный отход от веры, особенно в высших слоях общества.

Вот революция и явилась нам Божиим попущением в наказание за богоотступничество и предательство Царя. А то, что происходило дальше, привело и к ужасающей страшной войне.

Каково же было положение церковных дел перед войной?

Состояние церковных дел к концу 1938 г. было критическим. Русскую Церковь обескровили предыдущие годы жестоких репрессий, особенно свирепствовавшие в период так называемого «большого террора» (1937-1938). О точных цифрах пострадавших в этот период до сих пор спорят историки. Принято ссылаться на данные правительственной Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, которая установила, что в 1937 г. было арестовано 136900 православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляно 85300; в 1938 г. арестовано 28 300, расстреляно 21 500. В эти же годы был истреблен почти весь российский православный епископат. На кафедрах оставались лишь 4 архиерея Московского Патриархата - Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский), митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский), архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич). На свободе были еще около 10 архиереев. Они настоятельствовали в храмах или числились на покое. Епархии как административные единицы существовали формально, на деле Патриархия состояла из отдельных приходов, поддерживавших с ней нерегулярную связь. Точное число действующих храмов неизвестно, так как зачастую в официально открытых храмах богослужения не совершались по разным причинам. Имеются сведения о закрытии только в одном 1937 г. 8 000 приходов. Игумен Дамаскин (Орловский) указывает, что из 25 тысяч церквей в 1935 г. к концу 1938 г. в Советской России осталось всего 1277 храмов. В РСФСР действовало около 100 храмов, как правило, в крупных городах, на Украине несколько больше. Уже к 1937 г. в СССР не было ни одного действующего монастыря. Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) и немногочисленные остававшиеся на свободе православные архиереи жили в постоянном ожидании ареста.

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года, в день всех святых, в земле Российской просиявших. Начавшаяся война не только не обострила отношения противоречия между Русской Православной Церковью и государством, но напротив, подтолкнула Церковь подчинить свою деятельность патриотическому долгу - защите Отечества. Когда многие партийные и государственные руководители пребывали в растерянности, первым к народу обратился Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий. О нападении Германии на СССР он узнал, вернувшись в свою скромную резиденцию из Богоявленского собора г. Москвы, где в тот день служил Литургию. Митрополит сразу же ушел к себе в кабинет, написал и собственноручно напечатал на машинке «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». «Несмотря на свои физические недостатки - глухоту и малоподвижность, - вспоминает позднее архиепископ Димитрий (Градусов), - митрополит Сергий оказался на редкость чутким и энергичным - свое послание он не только сумел написать, но и разослать по всем уголкам необъятной Родины». В своем послании митрополит Сергий писал:

«Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу... Вспомним святых вождей русского народа Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов... Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг... Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя...» (Ин. 14, 13). Нам, пастырям Церкви, в то время, когда Отечество призывает всех на подвиги, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если сверх того молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями на счет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена Родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно «ради Иисуса, а не ради хлеба куса», как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же души свои вместе с нашей паствой... Церковь благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу».

Затем последовали послания с аналогичным содержанием. Митрополит Сергий выступил с поддержкой партизанского движения и резко осудил епископов, оказавшихся на оккупированной фашистами территории, приветствовавших и благословлявших гитлеровскую армию. С аналогичными обращениями выступили и другие православные иерархи. Послания главы Русской Православной Церкви носили не только призывной и консолидирующий характер, но имели и разъяснительные цели. В них определялась твердая позиция Церкви по отношению к захватчикам и войне в целом независимо от положения на фронте. Митрополит Сергий, митрополит Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич) выпустили за время войны около 30 патриотических обращений к духовенству и верующим, размножавшихся в большом количестве и приурочивавшихся к тому или иному событию или празднику.

В посланиях иерархов и проповедях священников Церковь не только утешала верующих в скорби, но и поощряла к самоотверженному труду в тылу, мужественному участию в боевых операциях, поддерживала веру в окончательную победу над врагом, способствуя тем самым формированию высоких патриотических чувств и убеждений среди тысяч соотечественников. Кроме того, и от имени Церкви подвергались осуждению дезертирство, сдача в плен, сотрудничество с оккупантами. Все это способствовало изживанию пораженческих настроений, получивших определенное распространение в первые дни войны и, в конечном итоге, создавало «нравственные условия победы», которые в значительной мере изменили ход военных событий.

Неумолкавшее слово Церкви, звавшее к защите Отечества и веры православной, вселяло в сердца твердую уверенность в близкой победе. «Лук сильных изнеможе, а немощствующии препоясашася силою» (1 Цар. 2, 4), - писал в Рождественском послании 1942 года Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий. - Будем все мужественны, как мужественна наша Красная Армия, как мужествен наш великий народ. Скажем нашим врагам: «Страха вашего не убоимся, ниже смутимся (Ис. 8, 12). Хоть бы вы и снова собрались с силами, снова побеждены будете (Ис. 8, 9-10), яко с нами Бог!».

Так же убедительно и убежденно воодушевлял свою паству и митрополит Ленинградский Алексий. Оставаясь в осажденном Ленинграде, он делили с его населением все трудности 900-дневной блокады, совершал богослужения под артиллерийским огнем и поддерживал душевную стойкость и надежды верующих своими проповедями. Большая патриотическая работа велась на страницах «Журнала Московской Патриархии». В нем из номера в номер печатались послания, проповеди, статьи и заметки, в которых прославлялся героизм нашего народа, его жертвенный подвиг, а обличения нацистских злодеяний звучали как грозный приговор истории, вскрывавший миру антихристианскую сущность фашизма. По этому поводу архиепископ Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий), совершавший в войну одновременно и архиерейское служение и служение врача-хирурга (он был начальником госпиталя в Красноярске), писал тогда: «Германский народ, более тысячи лет считавшийся христианским народом, ... явил всему миру, народам - братьям во Христе и народам нехристианским неслыханно страшное лицо варвара, топчущего ногами Святое Евангелие, вторично распинающего Христа».

Архипастыри и пастыри нашей Церкви неустанно утешали и ободряли народ, призывали всех на борьбу с врагом. По призыву наших иерархов во всех храмах возносилась молитва о победе.

5 сентября 1943 г состоялась судьбоносная встреча Сталина с тремя митрополитами (Патриаршим местоблюстителем Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем)). Согласно записям дежурного секретаря приемной Сталина встреча начался в 00.40 и закончилась в 2 часа ночи. На встрече присутствовали также В.М.Молотов и Г.Г.Карпов.

Беседу начал Молотов. Он сказал, что Правительство хочет знать нужды Церкви. В одной из современных публикаций воспроизводится описание этой беседы, сделанное А.Э.Красновым-Левитиным, который о содержании ее мог узнать со слов митрополита Николая. «Митрополит (Сергий - В.Ц.) заговорил спокойно, слегка заикаясь, деловым тоном человека, привыкшего говорить о серьезных вещах с самыми высокопоставленными людьми. Митрополит указал на необходимость широкого открытия храмов, количество которых совершенно не удовлетворяет религиозные потребности народа. Он также заявил о необходимости созыва Собора и выборов Патриарха. Наконец, он заявил о необходимости широкого открытия духовных учебных заведений, так как нно прервал молчание: «А почему у вас нет кадров?» - спросил он, вынув изо рта трубку и в упор глядя на своих собеседников. Алексий и Николай смутились..., всем было известно, что кадры «перебиты» в лагерях. Но митрополит Сергий не смутился. Старик ответил: «Кадров у нас нет по разным причинам. Одна из них: мы готовим священника, а он становится Маршалом Советского Союза». Довольная усмешка тронула уста Сталина. Он сказал: «Да, да, как же. Я семинарист. Слышал тогда и о Вас». Затем он стал вспоминать семинарские годы... Сказал, что мать его до самой смерти сожалела, что он не стал священником. Разговор Сталина с митрополитом принял непринужденный характер. Затем после чаепития началась деловая беседа, затянувшаяся до глубокой ночи. В ней, помимо Сталина и Молотова, участвовали также технические эксперты. Беседу эту можно назвать в полном смысле этого слова исторической... В тот момент, после десятилетий террора, направленного против Церкви, новый порядок являлся, несомненно, прогрессивным шагом, так как означал возможность легального существования Православной Церкви.

Как писал Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий, «душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради Родины». Если в сердце христианина горит огонь истинной любви, завещанной Христом, это сердце не требует указаний, в чем проявить свою любовь: оно само и голодного накормит, и плачущего утешит.

Многие священнослужители не только словом, но и личным примером учили паству, как защищать Родину. Среди членов Русской Православной Церкви, ее мирян и священнослужителей, представителей многонациональной паствы Московской Патриаршей кафедры немало непосредственных участников Великой Отечественной войны. Многие из них, например, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Леонид (Лобачев), архиепископ Краснодарский и Кубанский Алексий, награждены орденами и медалями за заслуги перед Родиной.

Будущий Патриарх Пимен, тогда еще иеромонах, начал свой боевой путь заместителем командира роты и дослужился до звания майора. Архимандрит Алипий (Воронов), наместник Псково-Печерского монастыря в 1950-1960 гг., воевал четыре года, оборонял Москву, был ранен, получил государственные награды. Будущий митрополит Калининский и Кашинский Алексей (Коноплев) на фронте был пулеметчиком, был награжден медалью «За боевые заслуги».

Протоиерей Борис Васильев, до войны диакон Костромского кафедрального собора, в Сталинграде командовал взводом разведки, а затем сражался в должности заместителя начальника полковой разведки. Многие солдаты и офицеры Красной армии, служа Родине, обретали веру на фронте и по окончании войны становились диаконами и священниками, чтобы послужить Церкви. Священнослужители были активными участниками партизанского движения. Особенно много священников-партизан было в Белоруссии. Так, протоиерей Александр Романушко из Полесья с 1942 по лето 1944 гг. лично участвовал в боевых операциях, ходил в разведку. По его свидетельству, многие священнослужители Полесья были расстреляны фашистами за содействие партизанам. В тылу врага пастыри Церкви, исполняя свой нравственный и патриотический долг, с риском для жизни укрывали красноармейцев, отставших при отступлении или бежавших из плена, вели антифашистскую агитацию среди населения, помогали советским военнопленным.

Еще одним направлением патриотической деятельности РПЦ было активное участие во всесоюзном сборе средств на нужды Красной армии, в помощь раненым бойцам и их семьям, на сооружение танковых колонн и авиа-эскадрилий. Сборы денежных пожертвований по приходам начались уже летом 1941 г. Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий в послании московской пастве 14 октября 1941 г. призвал благословение Божие на всех тех, кто своими «трудами и пожертвованиями содействует нашим доблестным защитникам», а 30 декабря 1942 г. обратился к верующим и духовенству с призывом собрать средства на сооружение танковой колонны имени Димитрия Донского. Православный народ собрал более 8 миллионов рублей, на них были выстроены 40 танков, которые митрополит Николай (Ярушевич) 7 марта 1944 г. передал Красной армии. Средства верующих шли на создание двух авиа-эскадрилий - имени Александра Невского и «За Родину».

У Церкви есть сильное оружие неведомое миру - молитва. Первый молебен «о даровании победы» Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий отслужил в Богоявленском соборе 26 июня. С этого времени повсеместно в храмах Московской Патриархии за богослужением с незначительными изменениями читали молитву, написанную архиепископом Августином (Виноградовским) в Отечественную войну 1812 г. Также служили специально составленный «Молебен в нашествии супостатов, певаемый в Русской Православной Церкви в Отечественную войну» с многолетием «победоносному воинству нашему». Особый молитвенный подвиг совершали в дни блокады митрополит Алексий (Симанский) с духовенством и верующими Ленинграда. Даже в самые суровые дни зимы 1941-1942 гг. не прекращались богослужения в городских храмах. Умирали от голода, холода и бомбежек священнослужители и члены клира, но не прерывалась молитва.

Особой в годы Великой Отечественной войны была молитва святых - преподобного Серафима Вырицкого, блаженной старицы Матроны, священноисповедника Василия (Преображенского), епископа Кинешемского, священноисповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского и других. (читать дальше в сноски ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО !)

BwzJedvGAjE.jpg
 


Особенность фильма в том, что он целиком смонтирован из трофейной кинохроники Третьего рейха. Полтора десятка российских архивов дали для фильма свои материалы. А наследники Дмитрия Шостаковича и Георгия Свиридова разрешили использовать музыку этих великих

Матерь божья! Это же Макс Кузнецов!
 
Последнее редактирование:
Украинско-российские отношения во времени и пространстве

Наверно не стоит это бред разносить.
Не было никаких отношений ни в каком времени..
Потому что не было никакой Украины в прошлом и не будет её в будущем.
И сейчас она существует, как недоразумение, побочный эффект развала СССР.
 
Украинско-российские отношения во времени и пространстве

Наверно не стоит это бред разносить.
Не было никаких отношений ни в каком времени..
Потому что не было никакой Украины в прошлом и не будет её в будущем.
И сейчас она существует, как недоразумение, побочный эффект развала СССР.
1. Может и не стоит, только пишет это не "школота" с ЦЕНЗОР НЕТ.
Кульчи́цкий, Станисла́в Владисла́вович (род. 1937, Одесса) — украинскийисторик, доктор исторических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Института истории Украины Национальной академии наук Украины. Это практически официальная точка зрения. Которая потом тиражируется и трансформируется в практические дела.
2. "Государства" не было, а отношения были. Есть и будут. Не надо утрировать. И упрощать. Пока что не видно "исчезновения". Не все так просто.
3. А "рассуждения" Кульчицкого, Грушевского, Дорошенко и пр. они ведь останутся. Сколько не закрывай глаза. И уже многие в этом "недоразумении" знают только такую "историю". В изложении бреда этих "историков".
Так может и нам маленько изучить их "аргументы"?
А так, да, можно и не разносить.
 
"Государства" не было, а отношения были.
Когда чего-то нет, а отношения с этим есть, в простанародье это называют онанизмом

какая страна, такие и историки.

Так может и нам маленько изучить их "аргументы"?
Нет никаких аргументов, есть откровенная ложь и передергивание исторических фактов.
Изучать их, это значить принять участие в групповом сеансе онанизма укроисториков.
 
"Государства" не было, а отношения были.
Когда чего-то нет, а отношения с этим есть, в простанародье это называют онанизмом

какая страна, такие и историки.

Так может и нам маленько изучить их "аргументы"?
Нет никаких аргументов, есть откровенная ложь и передергивание исторических фактов.
Изучать их, это значить принять участие в групповом сеансе онанизма укроисториков.
У меня другое мнение.
 
Немного истории
Французы молодцы. В память об этом, об ошибках прошлого там функционирует станция метро под названием Сталинград. Скорее всего и там появится станция антипод имени Еврейских банкиров, через которых субсидируются все войны на земле
пс
по последним данным, те террористы , что произвели терракты во Франции, не только воевали на голландских высотах в Сириии, но и проходили треннинг в Израиле, но об этом молчат, так как не комильфо
 
Немного истории
Французы молодцы. В память об этом, об ошибках прошлого там функционирует станция метро под названием Сталинград. Скорее всего и там появится станция антипод имени Еврейских банкиров, через которых субсидируются все войны на земле
пс
по последним данным, те террористы , что произвели терракты во Франции, не только воевали на голландских высотах в Сириии, но и проходили треннинг в Израиле, но об этом молчат, так как не комильфо
Терроризм ,нацизм ,национализм ,шовинизм ,расизм- без национальностей... Там точно каждой твари ( не Божьей) по паре.
 
Последнее редактирование:
В Киргизии умерла Токтогон Алтыбасарова, усыновившая 150 детей из блокадного Ленинграда.

«Токтогон Алтыбасарова во время Великой Отечественной войны стала матерью 150 детям из блокадного города Ленинграда. В свои 16 лет, окружив детей заботой и вниманием, сумев им передать ощущение близости и теплоты, Токтогон-апа заменила им родную мать». - Сказал президент Киргизии выражая соболезнование семье Токтогон Алтыбасаровой.

Ей было всего 16 лет, когда девушка занималась распределением прибывающих в Иссык-Кульскую область детей из блокадного Ленинграда. После войны ее воспитанники разъехались по всей стране.

Помимо приемных детей вместе со своим мужем-фронтовиком Токтогон Алтыбасарова воспитала и восемь собственных, 23 внука и 13 правнуков. Женщину похоронили в родном селе Курменты Иссык-Кульской области.

Царство Небесное !
 
Проблема всех русофилов
Русофобия себя прекрасно чувствует, ее можно культивировать если есть желание и насколько есть желание. Все формы хорошо проверены, воплощены на практике, можно свободно записываться в число ненавистников России и русских, а ну, также их господина президента Путина.
Намного хуже обстоит дело с русофилией, к сожалению, по вине самой России, поскольку общей проблемой всех русофилов, особенно из стран, имевших в прошлом какие-то непосредственные связи с Россией, является то, что ее особо не за что любить, хотя и хотелось бы любить всем сердцем, всей душой.

Далее
 
Вчера...

22 марта 1943г. гитлеровцами была дотла сожжена деревня Хатынь

В этот мартовский день исчезла с земли белорусская деревня Хатынь. Заживо были сожжены 149 человек, половину из которых составляли дети до 16 лет. Люди были согнаны в один большой сарай, который облили бензином и подожгли. Только единицам из них, обгоревшим и израненным, удалось выжить. Так фашисты решили отомстить за убийство партизанами нескольких немецких солдат и офицеров. В 1969г. на месте сожженной деревни, в память о безвинно погибших, был открыт мемориальный комплекс.
 

Счетчик

Яндекс.Метрика
Назад
Сверху Снизу