Силы сторон
По мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий, главного редактора журнала Moscow Defence Brief Василия Кашина, на море Китай не имеет пока подавляющего количественного превосходства, в то время как качественно флот КНР сильно уступает японскому.
«Китайцы стали строить приличные корабли где-то с 2007 года. Все, что построено раньше, – никуда не годится, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – У них есть относительно опасные для японцев подводные лодки. Но японский флот строился с акцентом на противолодочную борьбу, причем против советского флота. Мне приходилось слышать от американских специалистов по морской войне оценки, что в плане противолодочной войны – опыта, оборудования, методов – японский флот в чем-то даже превосходит и флот США. У китайцев также не очень хорошо и с интенсивностью боевой подготовки в море у подводников».
«У Китая сейчас положение, в котором СССР находился в конце 50-х – начале 60-х, – продолжил Кашин. – Он начинает строить большой океанский флот открытого моря, но, во-первых, преодолевает при этом множество мелких технических проблем, а во-вторых, ему нужно совершить рывок в боевой подготовке, тактике и организации. Советский флот в свое время начинал с того, что был прибрежным флотом, неспособным к самостоятельным действиям вдали от своих берегов, и на протяжении десятилетий вырос в океанский, а Китай сейчас в начале этого пути. Еще в 80-е годы китайский флот строился исходя из концепции ближней обороны: это был прибрежный флот с минимумом крупных кораблей, состоявший в основном из катеров и большого количества береговой артиллерии. Настоящее развитие флота началось только в середине 90-х, а качественные результаты это начало приносить несколько лет назад. У них просто нет за спиной опыта или школы, которая позволяла бы им чувствовать себя уверенно».
Первый вице-президент Академии геополитических проблем капитан 1-го ранга Константин Сивков дает более высокую оценку возможностям китайского флота и авиации: «По количеству военные силы Китая на порядок превосходят японские. У Китая армия мирного времени из 2,5 млн человек, у Японии – порядка 250 тыс. человек. Но война за эти острова будет вестись в основном силами флота и авиации.
Китай для решения задач борьбы за эти острова может выделить до 400–500 боевых самолетов, не менее 20 дизель-электрических подводных лодок, вероятно, задействует до трех атомных подводных лодок, может задействовать – в связи с тем что эти острова недалеко от границ Китая – значительное количество ракетных катеров и эсминцев управляемого ракетного оружия (УРО). Япония может выставить против Китая до 150 самолетов тактической истребительной авиации, порядка десятка дизель-электрических подводных лодок, не больше, порядка 5–10 эскадренных миноносцев и сторожевых кораблей. Боевой состав японского флота, который выдвинется для защиты этих островов, примерно втрое будет уступать группировке Китая», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
«Основной парк китайской авиации представлен устаревшими типами самолетов. Качественное превосходство Японии будет подавляющим. Китай не имеет самолетов радиолокационного дозора, Япония имеет такие самолеты, которые обеспечивают возможность контроля воздушного пространства и управления воздушным боем, что дает значительное превосходство японской истребительной авиации. В целом можно сказать, что в воздушной сфере возможности Японии и Китая будут примерно сопоставимы, несмотря на численное превосходство Китая.
Что касается морских сил, китайские подводные лодки по своим ТТХ и технологиям производства соответствуют примерно корабельному составу начала 70-х годов, они достаточно шумные. Японцы имеют более совершенные, менее шумные подводные лодки, которые будут способны эффективно вести борьбу с китайскими подлодками. Но китайский корабельный состав надводных сил, безусловно, будет превосходить японский, учитывая, что по количеству ракетного оружия и дальности применения они примерно равны», – рассказал Сивков.
Если завтра война
«Скорее всего, военный конфликт за острова закончился бы для них (китайцев – прим. ВЗГЛЯД) унизительным поражением, – предполагает Василий Кашин. – Если бы произошла стычка примерно равных сил, то китайцы понесли бы тяжелые потери и сами едва ли сумели бы нанести сопоставимые потери японцам. На данный момент у японцев имеет место серьезное превосходство в материальной части и огромное превосходство в подготовке личного состава. У китайцев все их новые системы не опробованы, степень подготовленности их экипажей вызывает большие вопросы. Мало того, что их оружие уступает всему тому, что есть у японцев, так они и не смогли бы в полной мере реализовать его потенциал. Скорее всего, дело закончилось бы для них оскорбительным поражением, и для них это было бы очень болезненно».
«Японский флот – очень серьезная сила, – уверен он. – И хотя Китай добивается огромных успехов, чтобы выйти на такой же уровень, прежде всего в тактике и подготовке личного состава, им понадобятся годы».
Константин Сивков не согласен с таким прогнозом: по его мнению, потери китайцев действительно будут значительны, но остановить их японцы в одиночку не смогут.
«В случае столкновения Китай будет осуществлять в большей степени наступательную стратегию, тогда как Япония ориентируется на оборону, и в случае прямого столкновения у Китая больше шансов на победу.
Китай, имея значительное превосходство в легких ракетных силах и эскадренных миноносцах УРО, смог бы решить задачу разгрома корабельных группировок Японии и высадить десант. Учитывая значительное количественное превосходство Китая в авиации и значительные резервы – китайская авиация в целом превосходит японскую на порядок, – японцы ее, конечно, перемолоть бы не смогли», – рассказал он.
«Подготовка китайского личного состава не уступает японскому, а в чем-то, может быть, и превосходит, – считает Сивков. – В отличие от Японии, Китай проводит учения очень активно, регулярно, на постоянной основе, на это выделяются значительные средства. Так что при равной подготовке Китай бы решил задачу разгрома авиационной группировки Японии на территории этой страны – пусть ценой больших жертв, но решил бы – и решил бы задачу завоевания превосходства в воздухе в районе высадки десанта на эти острова».
Третья сила
Япония, несмотря на то что численность ее сил самообороны почти в 10 раз меньше Народно-освободительной армии Китая, имеет еще одно преимущество: союзника в лице США, которые по договору обязаны вмешаться в конфликт, если в отношении Японии будет осуществлена агрессия. И в своих прогнозах о том, чем закончится для Китая противостояние с Японией и США, специалисты единодушны.
По словам Константина Сивкова, фактор США сам по себе полностью исключает возможность китайцев начать военную операцию в районе островов. «В «лобовом» столкновении китайского и американо-японского флота даже при многочисленности китайской авиации палубная авиация американского флота совместно с тактической группировкой авиации, развернутой на Окинаве, будет по боевому численному составу способна решить задачу отражения удара и нанесения неприемлемых потерь китайской ударной авиации, – сказал Сивков. – Безусловно, по китайским аэродромам будет нанесен удар крылатыми ракетами типа «Томагавк», значительная часть авиации будет уничтожена, будет уничтожена инфраструктура, и в течение недели-двух при участии США китайская авиация будет в основном разгромлена. Флот Китая будет, безусловно, разгромлен, потому что подключатся АПЛ США типа «Лос-Анджелес», которые легко справятся с китайскими силами.
Корабельное оружие китайцев достаточно мощное, но противовоздушная оборона у них слаба, поэтому корабли будут легко уничтожены крылатыми ракетами на расстоянии, превосходящем дальность стрельбы китайскими ракетами. Поэтому если «эмоции» зашкалят и дело пойдет к военному конфликту, то все ограничится незначительными столкновениями на море и в воздухе, после чего к нему пригрозят присоединиться США, и Китай, вероятнее всего, начнет сворачивать военную операцию, но взамен применит мощное экономическое воздействие».
«Без поддержки США японские силы самообороны обеспечить удержание этих островов, в случае если китайское руководство примет решение захватить эти острова любой ценой, не смогут. При этом китайская авиация понесет ощутимые потери – до 150 самолетов. Японские ВВС понесут потери, измеряемые десятками самолетов. Но если США в полном объеме, как это положено, вступят в конфликт, то китайские силы будут разгромлены», – добавил он.
«США не занимают какой-либо позиции собственно по территориальному спору, но если произойдет что-то, трактуемое как нападение на Японию, то они вмешаются в дело, – говорит Василий Кашин. – У США есть в регионе группировка, включая авианосец «Джордж Вашингтон», морскую пехоту на Окинаве, авиацию, войска в Корее. То есть в непосредственной близости от спорных островов есть значительные американские силы, включая авианосную ударную группу, которые в случае угрозы конфликта способны в течение считаных часов оказаться в зоне боевых действий и принять участие. Соотношение сил настолько не в пользу Китая в случае конфликта, что ни о каком желании Китая осуществить агрессию и речи быть не может. КНР предстоит еще большой путь пройти, чтобы серьезно угрожать Японии».
Напомним, острова, в свое время открытые китайцами, в конце XIX века отошли Японии по итогам Первой китайско-японской войны. Однако после проигрыша во Второй мировой войне Токио потерял право на все завоеванные территории, острова перешли под юрисдикцию США. В 70-х годах США вернули Японии Окинаву вместе с архипелагом Сенкаку (по-китайски Дяоюйдао – прим. ВЗГЛЯД). В настоящий момент формально японским властям принадлежит один из пяти островов архипелага, остальные они арендуют у частных владельцев и до самого последнего времени отказывались их выкупать.
При этом, отмечал ранее в разговоре с газетой ВЗГЛЯД ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, доктор политических наук, профессор университета Такусёку (Токио) Василий Молодяков, правительство решило выкупить острова не из патриотических, а из чисто меркантильных соображений. «Все понимают, что речь идет не о скалах, торчащих из океана, на которых нет населения. Люди там не живут, и, естественно, главный вопрос – это прилегающий шельф», – отметил он.
Ведущий научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Виктор Павлятенко в разговоре с газетой ВЗГЛЯД отмечал, что с экономической точки зрения значимость островов Сенкаку до сих пор пока никто не оценивал. «Все предположения строятся на потенциальных возможностях этого района. Прилегающий шельф, в том числе и на китайской стороне, может быть, является газонефтеносным. Исходя из этого, предполагается, что есть какая-то определенная ценность», – пояснял эксперт.