ЧТО ТАКОЕ ФИРМЫ-ОДНОДНЕВКИ Компании, которые сотнями открывают участники рейтинга Esquire, принято называть фирмами-однодневками, но это несправедливо: многие из них функционируют годами, и даже переживают своих создателей. Оснований считать их бизнес сомнительным тоже немного. Пусть их телефоны не отвечают, по адресу регистрации прописано несколько десятков компаний, а налоговые декларации пусты, — но ведь нельзя же ожидать от серийного предпринимателя, открывшего несколько сотен фирм, что он будет успевать отвечать на все звонки.
По оценкам главы Центрального Банка, каждая вторая компания в России (а это больше двух миллионов юридических лиц) предпочитает не привлекать к себе лишнего внимания. Но активность этого сектора поражает воображение. Так, в 2011 году 250 тыс. российских фирм не заплатили никаких налогов и подали нулевые годовые отчеты (то есть не вели никакой легальной экономической деятельности), но вместе с тем через их банковские счета прошло 4,2 трлн рублей. Объем всех операций таких компаний может превышать годовой бюджет России..Отрасль находится на подъеме: с 2009 года, по подсчетам Росфинмониторинга, количество «фиктивных» фирм увеличилось в два раза, а объемы обналичивания и вывода денег за рубеж из года в год растут на 25-30%.
Экономические функции компаний, открытых участниками рейтинга, очень разнообразны. В первую очередь это участие в транзите денег, который некоторые исследователи называют «отмыванием». Чтобы представить всю сложность этого бизнеса, можно вспомнить историю исчезновения 5,4 млрд рублей из бюджета России в 2007 году, более известную как «дело Магнитского». По данным полиции, чтобы легализовать похищенную сумму, пришлось осуществить более 10 тыс. транзакций через десятки банков только на территории России. Каждая из этих операций проходила через фиктивную фирму.
Другая функция этих фирм — скрывать реальных владельцев и бенефициаров компаний, которые не хотели бы афишировать свое участие в громких сделках. Типичные примеры: хищения при строительстве трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан», где подряды получали фирмы, зарегистрированные на известного серийного предпринимателя Юлию Баеву-Горскую (№2 рейтинга). Реальные владельцы этих фирм неизвестны до сих пор. Неизвестны и люди, получившие в 2009-2010 годах 3,5 млрд рублей из бюджета под видом возмещения НДС на счета компаний той же Баевой-Горской.
Третья важнейшая функция однодневок — оптимизация налогооблагаемой базы. Последний известный пример — обыски в дочерней компании «Русала», которая подозревается в уклонении от уплаты налогов на 200 млн рублей. Схема почти всегда идентична. Одна компания заключает с другой фиктивный договор на поставку товара или услуг, перечисляет деньги на ее счета и показывает расход в отчетности. Это снижает прибыль и, следовательно, исчисляемый с нее налог. Кроме того, такие операции позволяют претендовать на вычеты по НДС. В реальности никакие товары или услуги по таким договорам не поставляются. В госкомпаниях та же схема используется для завышения цен на приобретаемые товары. Например, судя по решениям арбитражных судов, в 2004-2008 годах топливная дочка аэропорта «Шереметьево» — ЗАО «ТЗК Шереметьево» — закупала авиакеросин через длинную цепочку фирм с признаками однодневок. На каждом этапе перепродажи цена на керосин повышалась, а полученная разница выводилась в офшоры.
Наконец, фиктивные компании используются в серых импортных схемах и для обналичивания денег. Все перечисленные функции тесно переплетаются между собой: успешная фирма «с признаками однодневки» может одновременно служить для разных целей.
Компании, принадлежащие участникам рейтинга и их коллегам, участвуют в высокоприбыльных финансовых операциях. В Москве средняя ставка по обналичиванию или транзиту денежных средств составляет 5-7%. Объем рынка при этом исчисляется триллионами. Норма прибыли в отрасли выше, чем в торговле наркотиками или оружием. Может быть, поэтому предприниматели, попавшие в рейтинг, ведут скромный образ жизни и наотрез отказываются давать интервью.