С помощью выборов, прессы, специальных наблюдательных советов, омбудсменов. Ни один закон, касающийся прав и свобод раждан не принимается без широкого и длительного обсуждения. Гражданам с помощью специальных законов открыт доступ к правительственным документам. Общество опытное, в некотором смысле старое и много повидавшее. Оно знает, что власть хуже всякого наркотика. Поэтому со временем выработало массу рычагов для команды тпру для власти. Власти не дают возможности сконцентрироваться, держат ее разобщенной по разным углам. И любые попытки ее концентрации и централизации пресекаются на корню.
Замечательная страна. Замечательная власть. И естественно нечего боятся канадским властям революций. А как на счет этого?
Все это в 60--70-х гг. XX в. вызвало бурный подъем франко-канадского национализма. Широкое распространение получили требования не только о расширении прав французского языка в англоязычных провинциях, но и о создании двуединой канадской федерации. Более того, в Квебеке стали возникать организации, движения и группы, призывающие к полному самоопределению этой провинции - вплоть до отделения ее от Канады и создания «суверенного Квебека». Такие крайние сепаратистские тенденции создали почву для появления террористических организаций и привели даже к введению в 1970 г временного военного положения. Затем переговорный процесс был продолжен. И тем не менее Квебек оказался единственной провинцией Канады, не подписавшей в 1982 г новую конституцию страны. Это был ответ на отказ англоканадцев пойти на признание за Квебеком статуса «особого общества».
В дальнейшем согласительные переговоры были продолжены в 1987 г, и всеми десятью провинциями был принят новый документ, определивший Квебек как «уникальное общество» внутри Канады. Однако к назначенному сроку (июнь 1990 г) он так и не был утвержден, главным образом из-за противодействия некоторых англо-канадских провинций. В 1992 г был согласован новый проект конституционной реформы, но он также не собрал большинства голосов на общеканадском референдуме, что стимулировало новую волну франко-канадского сепаратизма. А в 1994 г на выборах в Национальное собрание Квебека победила квебекская партия, выступавшая за его полный суверенитет. Прямым следствием этого стал проведенный в октябре 1995 г референдум по вопросу о полной независимости провинции. В случае его успеха Канада распалась бы на две геополитически и экономически независимые части, что могло поставить под сомнение и все ее дальнейшее существование. Но сепаратисты-франкофоны на этом референдуме не победили.
Тем не менее нельзя не учитывать и того, что против отделения Квебека от Канады проголосовали 2361 тыс. человек, а за отделение - 2308 тыс. человек: следовательно, для победы на референдуме сторонникам отделения не хватило только 53 тыс. голосов, или немногим более 1 %. Сразу после референдума федеральные канадские власти активизировали свою политику в двух направлениях. С одной стороны, они предложили Квебеку максимально выгодные для него условия, провозгласив провинцию «особым сообществом» и наделив ее дополнительными конституционными правами. С другой стороны, они обратились в Верховный суд страны с запросом о том, имеет ли вообще Квебек право на отделение от федерации в одностороннем порядке. К сказанному можно добавить, что в самом Квебеке далеко не все франкоканадцы выступают за отделение от Канады. Вначале 2003 г квебекская партия проиграла на выборах либеральной партии, выступающей за сохранение федерации. В 2006 г премьер-министр предложил провозгласить Квебек «нацией (страной) внутри единой Канады». Но споры вокруг этого вопроса продолжаются.
В качестве второй острой национальной проблемы можно выделить проблему коренных народов Канады. Коренное население в последнее время также усилило борьбу за свои права. В известной мере это объясняется переориентацией части его с охотничьего хозяйства на работу по найму и, соответственно, переселением в города Канадского Севера. Народы-аборигены давно уже требуют внесения в конституцию ...........