Азербайджан плотно сотрудничает с Грузией в военной сфер
Соединенные Штаты сыграли важнейшую роль в формировании облика ВС Турции после Второй мировой, их влияние преобладает в вопросах организационной структуры, оперативно-тактических концепций, стратегического и оперативного планирования, системы управления, боевой подготовки и других компонентов турецкой военной организации. Рассмотрим в этом контексте более подробно один из аспектов данной проблемы.
Свыше 80% вооружений и военной техники ВС Турции американского производства. В первую очередь в их число входят наиболее высокотехнологичные и эффективные системы вооружений, эксплуатация которых крайне затруднительна без технического и кадрового содействия США. Это дает Вашингтону весьма эффективный рычаг давления на Турцию, позволяя при необходимости резко понизить уровень боеспособности ВС страны. В этом плане наиболее уязвимыми являются ВВС как самый высокотехнологичный и сложный в обслуживании и обеспечении род вооруженных сил.
Другим важным аспектом являются своевременные поставки боеприпасов. На вооружении ВС Турции состоит ряд типов высокоточных боеприпасов (управляемые авиационные бомбы и ракеты, зенитные управляемые ракеты и т. д.) , поставки которых осуществляются из США. В случае развертывания интенсивных боевых действий их запасы, как правило, быстро исчерпываются и именно от США зависит их возобновление. Примечательно, что даже такой давний союзник США, как Израиль, после такой ограниченной войны, как Вторая ливанская (2006г.) , сегодня вынужден активно пополнять арсеналы, закупая в США высокоточные авиационные боеприпасы, противотанковые управляемые ракеты и т. д.
В связи с изложенным приведем один исторический пример. В 1979г. после исламской революции в Иране США прекратили поставки запчастей к военной технике и боеприпасов для ВС Ирана, а также вывели из страны весь контингент военных советников. Это привело к острому кризису технической готовности в ВС Ирана, вовлеченных в то время в войну с Ираком. Так, техническая готовность самолетного парка ВВС снизилась в начале 80-х годов до 40%. При этом применялись в боевых действиях прежде всего наиболее простые в эксплуатации типы самолетов. А между тем до введения санкций ВС Ирана получали из США и других стран Запада самые современные и высотехнологичные системы вооружений, обслуживание и эксплуатация которых требовали присутствия в стране американских военных советников и специалистов.
Турецкая армия также пережила в своей истории кризис в обеспечении технической готовности, правда, в меньших масштабах. После вторжения Турции в Кипр в 1974г. США ввели эмбарго на поставки вооружений Турции, было приостановлено, в частности, осуществление программ по обновлению самолетного парка ВВС. По некоторым оценкам, в середине 70-х годов эффективность ВВС Турции сократилась на 50%. И лишь в начале 80-х годов начинается новый ренессанс турецко-американского военно-технического сотрудничества (ВТС).
В настоящее время факт зависимости ВС Турции в столь ключевой сфере осознается военно-политическим руководством страны. Предпринимаются шаги по решению этой проблемы. Выделим два основных направления.
Во-первых, это диверсификация источников поставок вооружений и военной техники. При этом основные надежды здесь связываются со странами Евросоюза. Отметим лишь самые последние решения по приобретению у Германии основных танков "Леопард-2А4" (298 единиц из наличия бундесвера) и победу в сентябре 2007г. англо-итальянского консорциума Augusta-Westland в затянувшемся тендере на поставку турецкой армии ударных вертолетов. Турецкой стороной был выбран вертолет указанной фирмы A129 Mangusta, принято решение о закупке на первом этапе 50 единиц на сумму в 1, 2 млрд евро (всего планируется приобретение 91 ударного вертолета). В то же время основная масса вооружений и военной техники в ВС Турции остается по-прежнему американского производства, и европейские производители пока явно не в состоянии вытеснить США с этого поля. Кроме того, в политических вопросах страны ЕС зачастую более щепетильны, чем США, и охотнее идут на ввод различных санкций. Так что расширение ВТС с ними - палка о двух концах.
Вторым направлением, позволяющим свести к минимуму военно-техническую зависимость от США и других зарубежных производителей, является развитие национального оборонно-промышленного комплекса (ОПК). В Турции оно началось форсированными темпами в начале 80-х годов в рамках содействия тех же США (в соответствии с условиями Соглашения о сотрудничестве в области совместной обороны 1980г.). В целом ОПК Турции технологически крепко завязан на коллег из США. Большинство реализуемых программ осуществляется в сотрудничестве с американцами. Так, одной из наиболее крупных и перспективных программ является участие предприятий турецкой авиационной промышленности в разработке и производстве новейшего американского боевого самолета F-35.
Кроме того, производство современных и перспективных типов тяжелых вооружений остается настолько сложным делом, что практически ни одна страна не в состоянии делать это в одиночку. В формировании и реализации крупнейших программ разработки вооружений ключевым понятием сегодня является кооперация. И это в полной мере относится и к Турции.
Все сказанное относится прежде всего к современному облику ВС Турции. А между тем реализация ряда перспективных программ развития вооружений, возможно, еще крепче привяжет Турцию к США. Так, перспективы развития ВВС Турции связаны с участием страны в программе JSF ("Единый ударный истребитель") по разработке боевого многофункционального самолета нового поколения F-35. В течение ближайших 20 лет Турция планирует получение около 100 истребителей F-35A на общую сумму $10, 7 млрд (первые поставки с 2014г.). В качестве промежуточного решения в настоящее время уже принято решение о закупке 30 единиц истребителей F-16C block 50+ на сумму $1, 78 млрд (поставки с 2011г.). Все это во многом обусловит перспективы развития авиационных сил Турции, обеспечит их долговременную привязку к США в части освоения новых самолетов, их обеспечения запасными частями и боеприпасами.
Таким образом, несмотря на попытки руководства Турции минимизировать зависимость от США в военно-технических вопросах, она в довольно далекой перспективе будет сохраняться на достаточно высоком уровне, ограничивая возможности турецкой элиты в использовании национальной военной организации. А значит, и о политической самостоятельности Турции можно говорить лишь условно.
http://www.golos.am/index.php?option=co ... &Itemid=41