В основе научного и образовательного подходов в СССР был диалектический материализм, и соответственно на всех стадиях развития советского человека воспитание и образование предполагало системную методику, в которой способность мыслить была в основе. Поэтому было ли это детсадовское образование и дошкольная подготовка, или преподавание школьных предметов, и не говоря уже об институте, в основе была техника критического мышления. В гуманитарных предметах и тем более точных науках всегда в базисе было установление и изучение причинно-следственных связей: история не набор исторических дат, а развитие социальных процессов с изменением уклада и организационных форм; в литературе обязательно разбор сюжета (экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию); в математических дисциплинах без логики не найдешь решения и не построишь доказательство, в физике и химии не разберешься в системе химических элементов (еже ли чО, таблицу Менделеева не зубрят, а изучают зависимость различных свойств элементов от заряда их атомного ядра); и т.д. и т.п. Блин, даже в рисовании изучали этапы развития изобразительного искусства, различные техники, и проводили разбор полотен с описанием сюжетов!