СТАТЬЯ. Многоходовочка с «Евровидением»: инвалидная коляска как орудие гибридной войны
(Автор: Артур Гаспарян)
Ожидавшееся на фоне скандала и ряда уже известных заявлений решение СБУ (Службы безопасности Украины, аналога нашей ФСБ) о запрете на въезд в Украину российской участнице конкурса «Евровидение-2017» в итоге принято. Юлии Самойловой запрещен въезд на три года, «на основании данных о нарушении ею законодательства Украины», как сформулировала позицию представитель СБУ Елена Гитлянская. Однако есть подозрение, что интрига на этом не закончилась, а впереди еще не один акт Марлезонского балета с участием России и ее посланницы на конкурсе европесни в Киеве…
Когда еще в феврале в России вдруг начали громко и нервно обсуждать идею бойкота «Евровидения‑2017», функционеры EBU (Европейского вещательного союза) старались изо всех сил умиротворить ситуацию. Они очень хотели видеть Россию участницей конкурса — для них важны наши размер, аудитория, рейтинги... Но даже они, по сведениям «МК», «испытали легкий шок», узнав о назначения Юлии Самойловой российской европосланницей.
Не потому, что она певица-инвалид, а потому, что из ее инвалидной коляски, как из того афористичного шкафа, посыпались скелеты, которые еще больше запутали и обострили ситуацию. Хотя опять же формально Россия всегда и громко против «политических подоплек» и «коварных провокаций». А желание побороться за победу на «Евровидении» под флагом России высказывали и другие исполнители, не только крайне талантливые и профессиональные, но вполне уместные в контексте существующих напряжений в отношениях между двумя странами. Но не захотели таких креатур — не интересно без нервного срыва и громких боданий…
Формально заверив EBU некоторое время назад в процессе кулуарных переговоров о своем «искреннем» и благородном желании «не обострять ситуацию» бойкотом или назначением «провокационных персонажей» (отчего у еврофункционеров отлегло от сердца), Россия поступила сверхнеожиданно. Такая вот загадочность русской души, преподносящей то и дело нежданчики и сюрпризы. Всем на радость…
И эти все стоят теперь на ушах. Глава Службы безопасности Украины, вынужденный реагировать на факт «незаконного пересечения границы» г‑жой Самойловой, побывавшей с выступлением в Крыму в 2015 г. и поучаствовавшей после этого в публичной дискуссии в соцсетях с высказываниями, для Украины болезненными и неприемлемыми, уже несколько дней назад сообщал о том, что «соответствующий документ (о запрете на въезд артистки в Украину) уже подготовлен», НО «решение еще не принято».
Теперь уже и решение принято. Более того, было заявлено, что «на предмет посещения Крыма» СБУ проверит всех участников будущего конкурса, а еще одной «подозреваемой» стала участница из Армении Арцвик Арутюнян.
Надо понимать при этом, что «соответствующий документ» вряд ли мог быть другим с позиции СБУ. Однако не исключено, что позднее, когда каждая из возмущенных сторон (и Россия, и Украина) громко выскажется о произошедшем, всласть наплюются друг на друга, отстаивая, что называется, честь своего мундира и каждый — свою правду, будет принято еще одно решение — в порядке исключения, из гуманных побуждений и т.д. Как это уже было недавно, например, с Наташей Королевой. Исключать такой поворот событий совершенно нельзя, учитывая, что третьим и не менее серьезным игроком в этой ситуации остается EBU, оказавшийся меж двух славянских огней, но из последних сил пытающийся исполнить роль кота Леопольда с его причитаниями: «Ребята, давайте жить дружно».
Тем более что российский «сюрприз» застал, конечно, всех врасплох. Юлия Самойлова не фигурировала в т.н. «черных списках» СБУ, ее крымский вояж попросту «проглядели», поскольку до последнего времени певица не была заметным медийным персонажем, к которым приковано пристальное внимание спецслужб. И с этой точки зрения авторы решения о ее поездке на конкурс вроде бы и соблюли все формальные договоренности, хотя, как представляется, абсолютно исключено предположение, что они не догадывались о возможных последствиях и не подозревали о крымской «подоплеке» своей креатуры.
Таким образом, техничным маневром мяч в игре под названием «возможный бойкот» был перекинут Россией на поле противника, где участница в инвалидной коляске становится не только заложницей, прикрывающей хрупкой спиной «коварных бармалеев», а настоящим музыкальным зенитно-ракетным комплексом в «гибридной войне». Мол, мы-то «за», мы ничего не бойкотируем, но, видите, эта «хунта» не дала бедной девочке пропеть слезливую песенку Flame Is Burning.
EBU сейчас, конечно, мечется в панике. Они не могут открыто заявить, что требуют от Украины нарушения их собственных законов. «Евровидение» хоть и международный конкурс, но никогда не призывало к правовому нигилизму в отношении стран, по которым оно кочует. Но все возможные усилия, чтобы «транквилизировать» ситуацию, они, разумеется, будут предпринимать в формате челночной, кулуарной дипломатии.
Президентский пресс-секретарь Песков в свою очередь, как всегда, невозмутим: «Такой опции, как замена исполнителя, который уже определен, не предусмотрено». Действительно, не предусмотрено. EBU может только дисквалифицировать страну, если песня содержит «политически мотивированную подоплеку». В лирико-романтической Flame Is Burning такой подоплеки, конечно, нет — одни слезы и страдания. Замена участника, возможно, и могла бы стать прецедентом, но для этого EBU должен изменить регламент, что представляется сейчас с трудом, а уж Россия тем более на это не пойдет из принципиальных соображений о «собственной гордости».
А значит — бойкот, причем уже не совсем понятно, с чьей все-таки стороны, и возможная отмена трансляции конкурса в России, что для «Евровидения» равносильно если не катастрофе, то мощному удару под дых.
Ситуация патовая. Умнее всего для Украины было бы, наверное, сделать все-таки благородный жест на пике кипения страстей, чтобы таким образом не сыграть до конца в ту игру, которую ей навязывают. Но советовать ей поступить именно так, а не иначе, было бы тоже крайне легкомысленно.
Впечатленный как-то фразой президента музыкант-бунтарь Вася Обломов выпустил хит и альбом «Многоходовочка» с резюме в заглавной песне, далеким от оптимизма, но, увы, реалистичным: «И счастливой не будет концовочка, это — многоходовочка, это — многоходовочка»…