В последние месяцы Украина проводит, пожалуй, самую бестолковую валютную политику в Европе. В преддверии октябрьских парламентских выборов президент Петр Порошенко, воспользовавшись хорошими отношениями с главой Национального банка Валерией Гонтаревой, убедил ее сохранить обменный курс ниже 13 гривен за американский доллар. В конце сентября банки получили распоряжение продавать покупателям иностранную валюту в размере не более 3 тысяч гривен в день. В то же время, Национальный банк начал проводить специальные аукционы, продавая банкам по три миллиона долларов в день по так называемому индикативному курсу, которого они должны были придерживаться при расчетах с клиентами.
После выборов искусственный курс быстро опустился, в считанные дни дойдя до 16 гривен за доллар. Однако банки только рисовали этот курс в обменных пунктах, поскольку граждане все равно не имели почти никакой возможности купить иностранную валюту. Между собой банки торговали валютой по курсу на 20% выше официального. Для простых украинцев также существовал оживленный черный рынок, где курс был ближе к межбанковскому, нежели к официальному индикативному.
Сегодня Гонтарева объявила, что индикативных аукционов больше не будет, позволив банкам перейти к единому курсу, определяемому рынком. В результате гривна рухнула.
К такому решению Гонтареву наверняка подтолкнула миссия Международного валютного фонда в Киеве, которая деятельно составляет новую программу по кредитованию страны. Украине трудно заявлять о том, что она идет курсом реформ, пока там существует валютный черный рынок.
Грубые промахи украинских финансовых органов ухудшили и без того отчаянную экономическую ситуацию в стране. Сейчас политику Украины по сути дела определяет МВФ, являясь для страны единственным надежным источником иностранной валюты. Фонд должен сосредоточиться на том, чтобы не дать украинским политикам принимать глупые и своекорыстные решения типа тех, которые вызвали крах гривны и породили черный рынок. Инспирированная Россией война на востоке Украины — не единственная проблема Украины. Когда эта война неизбежно закончится, некомпетентность чиновников, препятствующая переходу страны к современной экономике, останется.