Страна входит в самый трудный в ее истории отопительный сезон. Подготовка к нему практически провалена. Половина ТЭС, потребляющих антрацит, почти не имеют запасов топлива (максимум на пару недель). Напомню, что повышенные нагрузки в энергосистеме у нас длятся минимум полгода. Но к началу отопительного сезона 2014–2015 гг. в Украине не только не накоплено ни тонны антрацитовых и тощих углей, но и израсходовано три четверти имевшихся запасов.
Весь антрацитовый уголь добывается в шахтах Донбасса (львиная доля — в Луганской области), которые остались на территории, контролируемой боевиками. Поэтому теплоэлектростанции (ТЕС) работают "с колес". Причем исправить ситуацию практически невозможно — возить просто нечего. Добыча антрацита на госшахтах упала в сентябре в 15–17 раз. Остроту проблемы подчеркивают планы переговоров о вывозе угля, добытого к лету на госшахтах, с территории боевиков. Ситуацию не спасает даже относительное благополучие с запасами "газовых" марок угля.
А еще хуже то, что обвал угледобычи в Донбассе вызвал у чиновников паралич. Решать еще одну проблему в дополнение к "газпромовской" они оказались не готовы. В результате мало что делалось. Наверх шли уклончиво-утешительные доклады о том, что проблема есть, но мы купим миллион тонн южноафриканского угля и таким образом решим проблему.
Ситуацию неожиданно усугубила и проведенная реформа регулятора, отвечающего за энергетику (НКРЭ). В конце августа Национальную комиссию, осуществляющую госрегулирование в сфере коммунальных услуг, объединили с НКРЭ. Теперь это единый регулятор —Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). При этом новую Нацкомиссию возглавили люди, большинство из которых, включая ее главу Владимира Демчишина, ни дня не работали в энергоотрасли. В результате в самый ответственный период подготовки к отопительному сезону серьезных решений они избегали. Поначалу делали поправку на то, что регулятор должен разобраться (!), как работает Энергорынок. Время шло, а решения по-прежнему не принимались.
В самой комиссии, естественно, уверены в другом. Согласно ее заявлению, "для беспрепятственного прохождения осенне-зимнего периода комиссия приняла непростые, но важные решения". В частности, НКРЭКУ "приняла решения, обеспечивающие в октябре—декабре 2014 г. финансирование более 650 млн грн для приобретения топлива для ТЭС", и "таким образом генерирующие компании смогут закупить дополнительно импортированный уголь для нужд ТЭС и успешно работать в осенне-зимний период".
И все бы ничего, но только за сентябрь долги Энергорынка перед генерирующими компаниями выросли на 520 млн грн, или на 80% от всей обещанной прибавки. При этом никаких мер по компенсации недополученных угольными станциями доходов не приняли. Между тем для прохождения зимы генерации потребуются минимум 3–4 млрд грн, что неизбежно означает коррекцию тарифов, которую логично проводить вовремя.
Однако такие решения просто блокировались. Хотя сама комиссия признает: "…в связи с критической ситуацией на Востоке Украины и, как следствие, нехваткой угля для нормальной работы ТЭС генерирующие компании вынуждены покупать импортные угли. У генерирующих компаний возникает финансовый небаланс, покрытие которого возможно за счет принятия тарифных и нетарифных мер".
Между тем уже сейчас, при плюсовой температуре на улице, дефицит мощности в энергосистеме страны составляет 1500 МВт. По сути это означает, что все население Киева (все 100%) должно бы сейчас остаться без электричества. Или без света должно остаться все население двух крупных промышленных областей Украины.
Очевидно, что в канун выборов чиновники просто побоялись принимать какие-то острые решения. Принимали любые другие, в том числе и экономически нецелесообразные, лишь бы не начались масштабные отключения. Например, для поддержания баланса начали запускать газо-мазутные блоки. Стоимость удержания таким образом энергосистемы от развала — до 2 грн (!) за киловатт-час. Это против 86 коп. за тот же киловатт угольной генерации. Если до конца ноября дефицит в энергобалансе продолжат закрывать газо-мазутными блоками, то страна будет сжигать до 0,5 млрд кубометров газа в месяц и переплачивать ежемесячно по сравнению с угольной генерацией около 2 млрд грн.
Бюрократизм регулятора привел только к усилению энергозависимости Украины от импорта российского газа, одновременно половина ТЭС оказалась на грани остановки. Редко кому удавалось за два месяца достичь таких "успехов".
С августа, когда стало понятно, что необходимый для ТЭС уголь заперт в Донбассе (или не добывается из-за боевых действий), генерация всеми силами пыталась донести: страна на пороге серьезного дефицита угля. Предлагался целый ряд решений. Это и повышение оптового тарифа всего на несколько копеек (это как раз функция НКРЭКУ), и разработка графика погашения долгов Энергорынка перед генерацией, и разрешение от НБУ на временное повышение для госбанков лимитов по кредитованию крупных компаний энергетического сектора, а также Энергорынка. Но ничего сделано не было. И вот наступили холода.
Буквально на этой неделе было принято еще одно решение, стимулирующее покупку газа. Нацкомиссия подняла тариф для теплоэлектроцентралей (ТЭЦ). Мотивация — надо учесть поднятие цены газа на 226 грн за тысячу кубометров, до 5100 грн. По факту это перераспределение с Энергорынка более 200 млн грн. Причем деньги уйдут в основном с "угольных" теплоэлектростанций, усугубив и так сверхкритичную ситуацию. Фактически деньги на уголь у ТЭС не только не появились, но и идет их отток. C начала года ТЭС недополучили уже более 2,3 млрд грн.
Зато деньги находятся для "солнечных" электростанций. Напомню, что на солнечную энергетику в Украине установлен самый высокий в Европе тариф, который был создан как схема для "зарабатывания" денег для экс-вице-премьера Андрея Клюева и Семьи. Власть поменялась, а схема осталась. Интересно, в чью пользу теперь "зарабатывают" на проверенной схеме?
Дело дошло уже до того, что начал терять терпение премьер Арсений Яценюк. На одном из последних заседаний кризисного энергетического штаба он потребовал принятия чиновниками срочных решений по обеспечению электростанций углем и недопущения веерных отключений, пообещав, что "полетят головы" и что он лично будет требовать "привлечения виновных к уголовной ответственности".
Тем временем (естественно, во имя "экономии") проталкивается решение о полном прекращении экспорта украинской электроэнергии в Европу. До сих пор НКРЭКУ не принят порядок проведения электронных аукционов по экспорту электроэнергии.
Ирония ситуации в том, что поставки электроэнергии в Европу идут в основном с западных ТЭС, и эти станции (Бурштынская, Добротворская) имели запасы угля, так как работают на углях недефицитных "газовых" марок. Так что прекращение экспорта электроэнергии ничего не даст энергосистеме страны. Бурштынская ТЭС уже и так двумя блоками дает энергию западным регионам. Перебросить энергию в Центральную Украину мешает нехватка пропускной способности линий электропередачи (это касается и атомной генерации на Западе Украины). Но кому из наших чиновников интересны такие тонкости?
Между тем это может привести к потере экспортного рынка и приостановке права голоса и права участия в рабочих органах Европейского Энергосообщества. Заодно Украина ставит под угрозу выполнение взятых на себя обязательств перед Энергетическим сообществом и проведение реформ в энергетическом секторе. Потенциальные потери доходов оцениваются в 670 млн евро. Это еще один удар по финансам тепловой генерации — западноукраинские ТЭС рискуют просто остановиться. И это при наличии у них топлива!
Времени, чтобы как-то стабилизировать ситуацию в энергетике, уже нет — нужно срочно искать механизм финансирования (для начала хотя бы вернуть часть долгов теплогенерирующим компаниям). Заодно таким образом будут профинансированы и водоканалы, да и угледобывающая промышленность. Надо срочно корректировать и тарифы для ТЭС, чтобы покрыть дополнительные затраты на закупку угля. И все это необходимо было делать уже вчера.
Топить отчетами не получается. Страна стоит перед совершенно реальной угрозой развала энергосистемы. Населению Украины и так придется зимовать в прохладных домах и квартирах. Не стоит предлагать пережить зиму еще и при свечах и без водопровода.