МНЕНИЕ: Украина: дефолт все ближе, но самое страшное не это
(Автор — Ольга Шелкова)
То, что экономика Украины стремительно движется к дефолту и коллапсу, отрицает лишь украинское правительство. Остальные же игроки в этом вопросе на редкость единодушны. Самым оптимистичным оказалось международное рейтинговое агентство Fitch, которое ухудшило прогноз уменьшения ВВП Украины на 2014 год с 5% до 6,5%. Национальный же банк Украины ожидает падения ВВП страны по итогам текущего года на 8,3%, Всемирный банк – на 8%, Raiffeisen Bank International – на 7%. Fitch Ratings также снизило долгосрочный рейтинг Киева в иностранной и национальной валютах с CCC до СС, национальный долгосрочный рейтинг с BBB(ukr) до BB(ukr), а рейтинги еврооблигаций Киева на $550 млн. с CCC до СС и внутренних облигаций на 4,5 млрд. грн. с BBB (ukr) до BB (ukr). Аналогичным образом поступила и служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s.
Еще одно из авторитетнейших рейтинговых агентств – Moody’s – заявило о том, что в 2015 году Украину может ожидать дефолт из-за невыполнения обязательств по выкупленным Россией в декабре 2013 года украинским евробондам на $3 млрд. Напомним, что условием предоставления российского кредита было то, что размер государственного долга Украины не может превышать 60% ВВП.
В то же время МВФ прогнозирует рост внешней задолженности Украины по итогам 2014 года до 102,2% ВВП, а к 2015 году уровень валовой внешней задолженности страны составит 106,4% ВВП. При этом прямой гарантированный долг в 2014 году составит 67,6% ВВП, а в 2015-м – 73,4%. В такой ситуации, как считает Moody’s, Украину от широкомасштабного дефолта по всем международным долгам не спасет даже возврат долга Российской Федерации.
При размере золотовалютных резервов в 16,3 млрд. долл., помимо возвращенного долга по евробондам в сумме 1,6 млрд. долл., Украине необходимо выплатить до конца года 3,1 млрд. долл. долгов «Газпрому» за потребленный газ, от 1,54 до 1,92 млрд. предоплаты за российский газ, а также вернуть МВФ 1,2 млрд. в оплату давних кредитов, взятых еще правительством Ю.Тимошенко. По мнению главы миссии МВФ в Украине Н.Георгиева, при пессимистическом сценарии развития украинской экономики, а других пока не предвидится, объем золотовалютных резервов Украины в 2015 году может сократиться до 4,4 млрд. долл. Этого не хватит даже на обслуживание текущего долга Украины.
Если финансисты достаточно осторожны в прогнозах, то в экспертной среде грядущий на Украине дефолт сомнения, похоже, не вызывает ни у кого. По мнению члена парламентской группы «За мир и стабильность» В.Олейника, до конца года нынешняя власть Украины вынуждена будет объявить дефолт, поскольку общий и специальный фонды государственного бюджета в январе-сентябре 2014 года недополучили 20,1 млрд. грн. Его мнение разделяет и российский экономист С.Глазьев, утверждающий, что «платежный баланс, его динамика говорит о том, что Украина в ближайшем будущем самостоятельно свои государственные обязательства обслуживать не сможет…Та помощь, которую обещали ЕС и США, недостаточна для покрытия дыры в платежном балансе, поэтому дефолт, с моей точки зрения, неизбежен. Удастся ли его сделать избирательным? Скорее всего, нет. Он будет всеобщим». Как считает С.Глазьев, для стабилизации ситуации на Украине на данном этапе требуется 100-200 млрд. долл., а после коллапса и все 300. В свою очередь, известный либеральный экономист А.Аслунд заявляет: «Если бы мне пришлось одним словом подвести итог характеристики экономической ситуации в Украине, то я бы сказал, что это преддефолтная ситуация». Впрочем, об Аслунде разговор отдельный.
* * *
Между тем размеры международной финансовой помощи не только не дают возможности для восстановления украинской экономики, но недостаточны даже для покрытия дефицита ее платежного баланса. В январе-августе 2014 года платежный баланс Украины сведен с дефицитом 4,587 млрд. долл. против профицита в 1,651 млрд. долл. за аналогичный период прошлого года.
При этом из одобренной советом директоров МВФ двухлетней программы stand-by для Украины в объеме 17 млрд. долл. Киев получил лишь 3,2 млрд. в начале мая и 1,39 млрд. в начале сентября. Из них на уплату старых долгов перед фондом с марта по август ушло 2,6 млрд. долл., а из второго транша Украина до конца года должна будет вернуть МВФ еще 1,2 млрд. долл. Из всего объема «помощи» собственно украинской экономике досталось 0,7 млрд. долл. Следовательно, основная часть займов МВФ выделяется лишь на то, чтобы вернуть долги самому МВФ.
Не дает шансов на улучшение ситуации и состояние внешней торговли Украины. За первые восемь месяцев текущего года объем украинского экспорта снизился на 8,4%. При этом темпы падения экспорта в августе ускорились до 17,3% в годовом измерении с 7,7% в июле. Причиной является разрыв торговых связей с Россией и разрушение промышленного потенциала страны. Нацбанк Украины прогнозирует сокращение экспорта товаров из Украины в Россию в текущем году на 35% и еще на 40% в 2015 году. В то же время экспорт в страны ЕС увеличился в нынешнем году лишь на 14%.
Наибольший удар был нанесен экспортному потенциалу машиностроения, где экспорт упал на 40%, металлургии с падением на 32,6%, сельского хозяйства — на 37%. Следует учитывать, что данные приведены с учетом периода правления легитимной власти, когда еще не были приняты решения о запрете на военно-техническое сотрудничество с РФ, санкции и ограничительные меры. По итогам года результаты будут гораздо печальнее.
* * *
Но самое страшное даже не это. Дефолты переживало множество стран, включая Аргентину и РФ. Бездумная политика киевской хунты по уничтожению промышленного потенциала страны уничтожает саму возможность восстановления украинской экономики в будущем и улучшения финансовых показателей. Зарабатывать валюту для страны в скором времени будет попросту некому.
Если ранее украинские предприятия просто влачили жалкое существование, то вследствие разрыва экономических связей с Россией во втором полугодии началось их массовое закрытие. Так, к консервации производственного оборудования готовится «Кременчугский сталелитейный завод», изготавливающий вагонные балки и рамы, более 90% продукции которого отправлялось в Россию. Другой промышленный гигант, Крюковский машиностроительный завод, за 8 месяцев 2014 г. уменьшил выпуск грузовых вагонов на 66%. Обанкротился Кременчугский сталелитейный завод.
Из-за ухудшения отношений с Россией, заказы от которой в отдельные годы доходили до 80% общего объема производства, почти обанкротился «Южмаш». Грозят проблемы и агрегатному заводу, 60% продукции которого предназначены для рынка России. Согласно данным Днепрстата, в Днепропетровской области в январе-августе общий индекс промышленного развития относительно прошлого года упал на 6,5%. Больше всего пострадало машиностроение (- 40%), предприятия легкой промышленности (- 30%) и металлургии (- 10%).
Под угрозой полного уничтожения находятся военно-промышленный комплекс страны, который попросту не имеет альтернативы российским заказам. Остатки автопрома, который не добили в предыдущие годы, похоже, доживают свои последние дни сейчас. Так, производство автомобилей на ЗАЗ лишь за июль сократилось на 98,9%. А в целом по стране за июль производство автотранспорта сократилось в 2 раза по сравнению с июнем, и в 10 раз по сравнению с июлем 2013 г. В ближайшее время на Украине из-за роста цен на энергоносители будут закрыты 15 сахарных заводов.
Хунта нанесла нокаутирующий удар и по химической промышленности, запретив предприятиям отрасли использовать в своей деятельности природный газ. Это поставило на грань банкротства Одесский припортовый завод, на котором трудится 4 тыс. чел. тридцатитысячного города Южное.
Отдельная история с предприятиями охваченного войной Донбасса, где Донецкая область потеряла 58% промышленности, а Луганская – 85%. Остановлен ряд предприятий, обеспечивающих значительные объемы валютной выручки страны. В частности, гиганты химической промышленности «Концерн Стирол», Ясиновский коксохимический завод и Северодонецкое объединение «Азот», производители металла Макеевский металлургический комбинат, Донецкий и Енакиевский металлургические заводы, а также «Энергомашспецсталь» и Харцызский трубный завод.
Страдает не только промышленность Юго-Востока и Центра страны. Помимо массово закрытых шахт Донбасса, составляющих 85% угледобывающих мощностей Украины, готовят к закрытию 6 шахт во Львовско-Волынском бассейне. Практически полностью остановил производство Львовский автобусный завод. По словам главы компании И.Чуркина, причиной является ассоциация с ЕС: «Если Украина подпишет экономическую часть соглашения об ассоциации с ЕС — никакие украинские промышленные предприятия не выживут. Я изучал зарубежный опыт. В Румынии, Болгарии, Венгрии не осталось никаких предприятий, вообще. ЕС жестко регламентирует, кто и что должен делать, лимитируя объемы и номенклатуру выпускаемой продукции».
Несмотря на все предостережения, соглашение подписано и ратифицировано. А интенсивно агитирующие за ассоциацию представители Запада, наконец, «открыли карты» и продемонстрировали свои истинные цели. Так, немецкий экономист Андерс Аслунд заявил, что Украина должна закрыть большую часть своих промышленных предприятий, то есть смириться с потерей 60% металлургии и 90% машиностроения. Ради чего, собственно, все и затевалось.
Гибель промышленности, помимо социальной катастрофы и создания дополнительной нагрузки на отощавший бюджет, означает и резкое сокращение поступлений на выравнивание платежного баланса и формирование золотовалютных резервов страны. А это, в свою очередь, приводит к росту долговой удавки на шее украинской экономики. Других финансовых ресурсов, кроме иностранных кредитов, попросту не остается.
В таких условиях неизбежный дефолт – еще не самый страшный сценарий. Не имея возможности расплатиться с долгами денежными средствами, Украина должна будет отвечать своим имуществом. И в недалеком будущем богатства ее недр, черноземы, воды, остатки предприятий, дорожная инфраструктура и инфраструктура города перейдут в собственность транснациональных корпораций, а ненужное никому население будет просто обреченно умирать от голода, подобно аргентинским крестьянам, поедающим кукурузные лепешки, глядя на пасущиеся на их бывших полях стада коров, выращиваемых ради элитной говядины для американцев и европейцев.