Все, наверное, видели испытание нового детища великого и ужасного Илона Маска, прототипа поезда Hyperloop One. Видео состоит из проезда тележки странного вида по нескольким сотням метров рельсов. Утверждается, что при этом достигнута впечатляющая, невиданная скорость в 160 км/ч.
Уже в 2019 году по вакуумным трубам понесутся грузовые поезда, в 2021 пассажирские. В течение 10 лет между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом проляжет железная дорога будущего всего за 6 миллиардов долларов, стоить она будет намного меньше железных дорог с поездами на магнитной подушке. В подтверждение реализуемости планов кроме тележки показали небольшой мультфильм и краткое интервью с улыбающимся Маском. Все, никаких сомнений. Будущему быть.
Огромный энтузиазм вызвала скоростная тележка у телеканала «Дождь» и его друзей. Была выбрана любопытная подача новости: масковский Hyperloop сравнили с разрабатываемым «Баргузином» (пусковой комплекс межконтинентальных ракет железнодорожного базирования). Логичней, казалось бы, сравнить с российской системой скоростного пассажирского железнодорожного сообщения, или с крупнейшей в мире китайской (19 тыс. километров, больше чем у всех остальных стран вместе взятых), или американской (734 км единственной линии Бостон-Вашингтон, средняя скорость аж 104 км/ч). Впрочем, такой подход был бы уместен, занимайся
«Дождь» и родственные издания журналистикой с новостями, а их профессия, как известно, куда масштабней.
Поразительно, но идея скоростного железнодорожного сообщения в Калифорнии появилась задолго до того, как Илон Маск впервые выговорил слово «инновация». Калифорния относительно невелика и густонаселена даже по европейским стандартам, кроме того, подавляющее большинство населения сконцентрировано возле нескольких компактно расположенных урбанистических центров:
By JimIrwin at the English language Wikipedia, CC BY-SA 3.0,
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=876623
После десятилетий борьбы, голосований, перераспределения бюджетов и прочих обычных для подобных проектов маневров, реальную скоростную дорогу (California High-Speed Rail) решили строить. Первые деньги выделили в 2008, а работы начали в январе 2015. Закончить планируют в 2029. Маршрут предполагается чуть длинней, чем у Маска, дорогу протянут за Лос-Анжелес, до Анахайма. Непонятно, почему в мультфильм не добавили пару кадров и не продлили дорогу. Недоработка, на мой взгляд.
Значительную часть маршрута Анахайм-Сан-Франциско не возводят заново, а реконструируют существующие пути. Бюджет оценивают в 68.4 миллиарда, при этом он, как обычно, имеет тенденцию постоянно расти, с одновременным увеличением сроков.
Итак, реальную дорогу собираются строить двадцать с лишним лет за семьдесят миллиардов, при наличии, заметим, детально проработанных и многократно реализованных технологий. Вакуумную красоту при этом обещают за десять лет, при отсутствии хотя бы километрового тестового образца. Ну, и вдесятеро дешевле, что особенно интересно. Понять хоть что-нибудь толком, конечно, невозможно, поскольку ничего конкретного нам не показывают, но можно попытаться. Судя по картинкам и скупым обмолвкам, предполагается положить стальные трубы на бетонные опоры. Труба диаметром 2.3 метра с 20 мм стенками будет весить тонну на погонный метр, таких труб нужно две, все это лежит на железобетонных опорах способных нести подобные нагрузки. $8000 на погонный метр дороги? Это шутка такая?
By Edit1306 - Own work, CC BY-SA 3.0,
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=27709809
Строительство подобного сооружения неизбежно окажется существенно дороже строительства (тем более реконструкции) обычной скоростной железной дороги. Непонятно, даже приблизительно, что здесь может обойтись дешевле. И это еще оставляя в стороне огромное количество в принципе никем и никогда не решавшихся технических проблем. Одно поддержание вакуума в таких колоссальных объемах чего стоит.
Перед нами характерная подмена скучной реальности и настоящего технического прогресса бесконечным шоу с красивыми рендерами и растянутыми футболками не по размеру. Почему-то из последних презентаций исчезли солнечные батареи, прежде сплошняком покрывавшие будущее чудо техники (на них все и должно было работать). Если кому совсем нечего делать, можно посчитать потенциальную генерацию и удивиться несоразмерности, можно ехидно спросить, как оно поедет в пасмурную погоду или ночью. Тлен все эти ваши расчеты, солнечные батареи не испортили еще не одной презентации, ни одного репортажа.
Строительство настоящей железной дороги (той же калифорнийской) новостным агентствам глубоко безразлично. Там тысячи серьезных профессионалов занимаются скучной рутиной. Инженеры чертят проекты, рассчитывают мосты, находят неожиданное решение, позволяющее применить какую-нибудь немецкую сверхпрочную шпильку в сейсмоопасном районе. Кому это интересно? Снабженцы выбиваются из сил, согласовывают графики поставок, воюют с инженерами, пытаясь внести изменения в сортамент поставляемого металла. Взмыленные юристы бьются за размер компенсаций с землевладельцами. Технадзор ловит нерадивых подрядчиков. У конструктора поезда внезапное озарение, позволяющее снизить расход электричества на 2%, может даже на 2.5, а вес на сотню килограмм. Тоска и занудство.
Можно было бы сделать вывод, что Маск и его ребята бессмысленные прожектеры и обреченные неудачники. Ничего подобного. Они виртуозно обращаются с бестолковщиной, рассевшейся по редакциями планета Земля, а это, при должном мастерстве, оптимальный инструмент добычи денежных знаков из государственных бюджетов.
Когда планируют действительный прорыв, начинают со скромных тестовых проектов. Десяток километров из центра города в аэропорт, например. Вместо этого предлагаются прожекты космического масштаба, то из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско, то из Амстердама в Париж, чего стесняться-то.
В 19-ом веке говорили: «Каждую минуту рождается лох». Наивные, дремучие времена, не знавшие по-настоящему массового, поточного производства.