А вот половину казахов просто отключили от родного языка.
Не знаю- не знаю... В годы моей учёбы мы изучали казак тили в обязательном порядке даже в русской школе, а для особо желающих имелась школа №8- с преподаванием на казахском языке. Там русский был факультативным, то есть не входил в число обязательных предметов. Учился в институте я в Омске, в нашей группе учились армянин из Тбилиси и казах из Джезказгана. Так вот- с такими знаниями базовых предметов как у него (я не про литературу и руссий- их он просто не знал и учил русский в то время когда мы учили английский)- алгебры, геометрии, физики- ни одного русского в институту на пушечный выстрел бы не попустили, сессии он сдавал просто прочитав билет со шпаргалки, потому что реально по-русски он начал говорить только к пятому курсу. И вот это называется отключением от родного языка? Ты бы попробовал потребовать подобные вещи в Турции к примеру. А ведь там тоже много национальностей, но почему-то их языковыми проблемами никогда никто не озадачивался и не озадачивается. Я прекрасно понимаю что проблемы турецких граждан вас не очень тревожат, потому что с ними казахи говорят на очень родственных языках (на моей памяти казахи специально обращались в Алма- Ату чтобы турецкий сериал "Королёк- птичка певчая" для казахского телевидения пускали без закадрового перевода, потому что переводчик постоянно лажал при переводе), но тем национальностям, у которых родной язык- не тюркский- приходится не в пример хуже чем приходилось казахам в Казахстане.
Такштаааа, не нужно наводить тень.
©kaylash
1 нац. автохтонная школа для обл. центра в 250 000 чел. - это, имхо-хо-хо-хо ))))), кошунство, конец перспективы. До этого и нацисты б не додумывались. В Павлодаре на 1980-й год было порядка 60-и орысских мектепов. И 1 казшкола да каз. интернат для несчастных аульчан. Вот тебе, ОлдАлекс, и весь интернационализм. С другой стороны, видя такой оборот, казахи (повидав ужасов 20-30-40-х) сами, самовольно несли детей на заклание. Не видя иных способов приобщения к евр. цивилизации (интеллигенцию ст. брат тупо уничтожил) "кочевники" выучили русский язык. Никого уже не интересовал вопрос нац. государственности, идентичности. Некому было такие вопросы ставить. "Согыс болмасынш" (лишь бы не было войны) - вот вся нац. идея 70-х. В остальном слушать Ивана. В сельской местности нацшкола "процветала" - 4-8-летки с пролонгацией в пту или райинтернатах. Общий мат. уровень и качество сельской школы, сам понимаешь, был ниже некуда. Тем не менее аульно-колхозная школа дала народу массу выдающихся деятелей. Кого же ты, городской абитуриент, ждал увидеть из Джезказгана: интеллектуала, яппи, хипстера, ботана?.. Да, будь он из самого Джеза, я бы тебе, скорее, не поверил. Ну, а раз он так темен был, знач. приехал из аула. Чему тут удивляться (представляю, как ему среди вас, васпоказачков, пришлось)?! Колхоз, он и в Африке колхоз. В институт таких пихали по необходимости - сельское хозяйство нуждалось в кадрах, в общем культур-мультуре. Это такая совковая политика - русификация. Нет бы парня обучать на родном. Нет, мы его сейчас раком загнем, но он нам на нашем великом и могучем чонить да скажет на госэкзамене. Его поздно было отключать, а вот детей...
Турцию к нам трудно притянуть. Языки также схожи, как и русский с польским. Если и желали наслаждаться Шенер на турецком, то только из любопытства и тупого восторга и выспренних надежд к туркам. Жизнь показала, что мы очень разные. Еще одной причиной была вялая русофобия, точнее зловредность части общества. Только части. Но этот приступ кумысного патриотизма быстро прошел в городах. Все вернулись к русскому языку. Там тогда, по ходу пьесы, разворачивалась драма с тупым насаждением родного языка. Вот все это кипело и клокотало, и неизвестно кому было некомфортнее - русским из числа вредителей, сепаратистов-автономистов или обрусевшим казахам, попавшим в пекло дикой реконкисты.