Поэт Расул Гамзатов как-то сказал: «Мы добровольно в Россию не входили и добровольно из нее не уйдем». И мы в Дагестане с этим согласны.
Мы добровольно из России не уйдем
Как подружить русских и дагестанцев
В 2013 году исполняется 200 лет со дня вхождения Дагестана в состав России. Сейчас это одна из самых неспокойных республик. То и дело там проходят спецоперации по уничтожению незаконных вооруженных формирований, случаются и громкие убийства. Не всегда мирно ведут себя дагестанцы и в других регионах России. То устроят свадьбу со стрельбой, то спляшут лезгинку в центре столицы. И в армии до недавнего времени с ними были проблемы, и футбольные фанаты «Анжи» одни из самых агрессивных… За что дагестанцы обижаются на русских, рассказал «МК» в Питере» поэт и переводчик, председатель Союза писателей Дагестана Магомед Ахмедов.
Лермонтов — дагестанский поэт
— Вы переводили на аварский язык русских поэтов. С кем из них было сложнее всего «работать»?
— Чем талантливее поэт, тем сложнее его переводить. Труднее всего было с Пушкиным, Лермонтовым, Блоком и Есениным. Русский язык вообще очень сложный, в нем много оттенков и символов. Возьмем, к примеру, стихотворение Сергея Есенина «Черный человек». Мне надо было читателям объяснить, что это за черный человек. Ведь они могли подумать, что это негр. Сложности были и с пушкинским «Пророком». Как вы знаете, в исламе есть свой Пророк. Все это мне приходилось объяснять. Это непростая работа. Ведь стихотворение — как цветущее дерево. И когда ты его пересаживаешь на другую почву, так легко сломать какую-нибудь ветку.
— На Кавказе вообще любят русскую поэзию? Читают Пушкина, Лермонтова?
— Еще как! Особенно популярен у нас Михаил Лермонтов. У каждого жителя Кавказа ощущение, что Лермонтов — это прежде всего дагестанский поэт, а только потом — русский. Мы относимся к нему не как к классику, который когда-то писал о Кавказе, а как к живому человеку. Как будто он до сих пор бродит где-то по горам Дагестана. И, кстати, у нас даже открыт туристический маршрут по местам Лермонтова на Кавказе.