АРМЯНСКАЯ КРЕПОСТЬ

Вот тут вы меня напугали по-настоящему. Мне теперь, получается, никак от вашей любви не избавиться? Можно я еще раз вас попрошу меня разлюбить?
Агностик енота полюбил !!!!!!!! :shock: :rofl:
 
Да агностик сейчас занят,он там из бана вышел и разборки чинит с модератором..Во время следующего бана, думаю отхватит наш АГУ люлей в схватке с агностиком:grin:
 
Армения: заметки на камнях


То, что Дмитрия Новицкого неделю не было в редакции, никого не удивило - отпуск. Удивило другое - эту неделю он провел в Армении. И, как уверяет, в Армении лучше, чем в Париже.



0017.jpg

- Если знать английский язык и быть хорошим специалистом - неважно, где ты живешь, в Армении, Беларуси или ЮАР. Ты везде будешь жить хорошо, - размышляет за бокалом пива мой ереванский друг Артак.

0033.jpg

Мы сидим в центре Еревана, на открытой террасе одного из лучших заведений города. Разговариваем, пьем пиво. Периодически к нам подходят нищие, чтобы попросить монетку, и Артак твердо отсылает их на курсы английского и освоение новой профессии.


Это Армения - страна, где, кроме камня, почти ничего нет. Поэтому три миллиона армян живут в стране, а семь миллионов - за ее пределами. В отличие от Беларуси, Армения - страна победившего капитализма: чтобы жить хорошо, нужно очень постараться и очень отличаться. Впрочем, то же самое касается и Грузии, где я уже был. И Армения, и Грузия мне очень нравятся. Я понял, что люблю Кавказ. В моем рейтинге must see Кавказ сейчас на первом месте. Причина проста: природа, люди. Лучше кавказских гор могут быть только те кавказские горы, на которых ты еще не бывал. А люди...


- Друг, куда едешь?

- В ущелье Нораванк.


- Ой, а фотографировать будешь? У жены день рождения, а так бы я с тобой поехал! Заходи к нам. Вина выпьем, посидим, поговорим...



Посидим, поговорим... - вот самая большая опасность для туриста на Кавказе. Еле-еле вырвавшись из дружеских посиделок в Ереване, я стартую в небольшое путешествие по Армении. На все про все времени в обрез - полтора дня. Зато есть хороший "конь" Suzuki Grand Vitara, взятый в прокатной компании Sixt. Итак, встречай, Армения!

Заранее прошу прощения за нестабильное качество снимков: фотоаппарат по пути постоянно "глючил" плюс соринки на матрице.


0021.jpg

Армению рекомендовано начинать с ереванского сооружения "Каскад". Это "стержень" города - местная Голгофа, с которой открывается отличный вид. Весь Ереван как на ладони. Если повезет и не будет облаков, увидите и Арарат.

0058.jpg

Помимо города с "Каскада" видны как на ладони влюбленные парочки, которые используют ступеньки для встреч. Я поля влюбленным постелил, сам присел в кафе снизу. Чашка кофе за 1 евро, 10 минут спокойствия и тишины. Взгляд на припаркованный черный Mercedes-Benz - Кавказ - поехали!


Двигаться на машине по Еревану легко. Весь город усыпан камерами, которые фиксируют нарушения. Полиция рассылает штрафы по почте, поэтому скорость ереванцы превышают редко, ездят для Кавказа очень аккуратно.
Ереван - город победивших такси. Поездка стоит недорого: 600-1500 драм (1,1-3 евро) почти в любой конец города. Поэтому на такси ездят и стар и млад. Сам видел, как школьники возвращаются на такси домой.

- Почему такси так много? Так работы нет, каждый, у кого есть машина, "таксует" по городу, - откровенничал со мной таксист.


DSC_0228.jpg

Шумит 1,6-литровый моторчик Suzuki Grand Vitara. В спокойном, как армянские скалы, городском потоке Еревана на этой машине можно ездить, не покрываясь краской стыда за маломощный двигатель. Это базовая версия Grand Vitara, поэтому в системе полного привода простой дифференциал без блокировки, а под капотом всего 107 л.с. Для города - вполне. Разглядывая отличия Еревана от других городов мира, пробираюсь "на выход".

0119.jpg

Самое главное отличие: в этом городе нет главного оплота империализма - ресторанов McDonalds!

- Штаб-квартира кавказского региона находится в Турции - это ошибка McDonalds. Чтобы армянами управляли из Турции - такого никогда не будет...


И правда нонсенс. После геноцида армян и многочисленных конфликтов это явная ошибка менеджеров, поэтому, если мы говорим "гамбургер и кола" в Ереване, то подразумеваем KFC.





Ереван небольшой город - 1 миллион 120 тысяч жителей. Поэтому красивый новострой центра заканчивается очень быстро. Мелькают затрапезного вида окраины - трасса! Мой маршрут очень простой: за день нужно описать круг, посетив несколько монастырей и озеро Севан.

111111.jpg

Горы Арарат на повестке дня не будет. Она для армян потеряна, как для белорусов Вильнюс. Теперь Арарат находится на территории Турции. Но гора является стержнем национальной культуры и философии армян. По легенде именно к Арарату пришвартовался Ноев ковчег после Всемирного потопа - в армянской церкви до сих пор хранятся кусочки судна.


0017444.jpg

Щурясь от яркого солнца, сворачиваю к монастырю Хор-Вирап. Короткий взгляд - дальше еду.



0020777.jpg

Первая же остановка в придорожной деревне моментально опускает с романтических небес на землю. Обычная дорога, обычная деревня. Хожу, фотографирую разруху, похожую на послевоенную.


- Мистер, мистер, фото! - подбегают две девочки.

- Мистер, фото!


Делаю фотографию.


- Мистер, мани! Мани, мистер!


0304.jpg

Отдаю оставшиеся монеты и, притихший, возвращаюсь в машину. Я был в Историческом музее Армении. Я читал историю этой нации и этой страны. Там есть глава "Античная Армения (VI век до н.э. - V век до н.э.)". А сейчас - "мистер, фото!", "мистер, мани!".

Теперь понятно, почему все армяне грустят о развале СССР.


02081.jpg

Отъезжаю от армянской деревни в полном согласии с дотационной и "поддерживающей" политикой государства для белорусского села. Мы богачи, если сравнивать белорусскую и армянскую деревни.

0025.jpg

- Работы нет, жить не за что... - обычная фраза в армянской деревне.



0050.jpg

Уф, все, отставить острый "социал". В аудиосистеме музыка играет, за спиной остался Арарат. Я поднимаюсь в горы - курс на ущелье Нораванк. Третья передача, педаль "газа" в полу. Нет, 1,6 литра - это фикция для гор. Сюда бы минимум два литра, а лучше три. Поэтому среди проезжающих Mercedes W124 так много версий E280 - в горах нужен мотор. Который есть у старых грузовых "американцев" с иранскими номерами - Mack, Piterbilt и прочие "заокеанцы" в гору обгоняют всех.

00613.jpg

И коптящие в агонии КАМАЗы, и современные европейские фуры Евро-5 остаются позади. Старые грузовые "американцы" да мощные шестицилиндровые легковые Mercedes - короли армянских горных трасс. Ну и Grand Vitara с горы, как Пятачок с воздушным шариком, подпрыгивает, взлетает на воздух, но траекторию держит. "Рулится" Grand Vitara отлично. Правда, агрессивный темп езды заканчивается сразу после очередной остановки.

0174.jpg



- Из Мииинскаааа? Гость, дорогой, гранатового вина попробуй!


Стаканчик, дегустация. На Кавказе главное - держать себя в руках. Со всеми ритуалами вежливости отказываться от продолжения банкета и дальше ехать. Иначе можно остаться на пару дней в гостях. Цены на "домашнее" - 1000 драм (2 евро) литр. Гранатовое вино, виноградное, еще какое-то. Плюс чача, соленья, варенья.

- Скажите, вам нужно отчитываться в налоговой, регистрироваться как-то?


- Да нет, мы просто так стоим, продаем. Никто нас не трогает - все понимают, что нужно как-то жить...




00171.jpg

Слегка разговевшись пластиковым бокалом гранатового, дальше подгоняю своего японского "конька".

0252.jpg



Ущелье Нораванк. Красиво. В нем монастырь, гостиница и ресторан. Всем, кто поедет после меня: запишите в плане "не меньше трех часов". Погулять по монастырю, посмотреть на горы и пообедать. Обед на двоих - шашлык, мацони, сыр, овощи и зелень, кофе - 10.000 драм (20 евро). Дальше еду.



0041.jpg

Армянские дороги похожи на белорусские после зимы: асфальт слезает вместе со снегом. Поэтому всегда нужно держать руку востро, чтобы увернуться от внезапной ямы. Дорожники, как и у нас, практикуют ямочный ремонт. Но если наши склонные к суициду дорожные рабочие выставляют знак за 20 метров, их армянские коллеги к смерти относятся еще проще: в лучшем случае знак прикручен к трактору. А иногда его вообще нет. Вылетел из поворота, а там МТЗ-80 и мужчина с лопатой наперевес...


Чем выше горы, тем выше снег. В почетном эскорте белых "Нив" и белых шапок гор карабкаюсь на перевал. С тревогой посматриваю на указатель температуры охлаждающей жидкости: вторая передача, обороты 4000-5000 - машину жаль. Но такова "сузучья" жизнь. И мне все больше по нраву Grand Vitara. Если абстрагироваться от чахлого мотора - хороший, правильный "для жизни" автомобиль. По крайней мере для моей, 30-летней холостяцкой. В багажнике болтается фотокофр и рюкзак, сбоку глазами красавица блестит, а Grand Vitara радует правильной посадкой и очень неплохой "рулежкой".


Удар, еще удар - теперь понятно, почему в Армении так много шиномонтажей и надписей "ходовик". Но Suzuki удар держит. Чувствуется правильный подход к строительству автомобиля - крепкая, честная машина.





Дорога петляет все выше и выше, в какой-то момент Grand Vitara поднимается к облакам. Я начинаю срезать участки пути по направлениям. И от всего готов петь песни и танцевать лезгинку. Армения - это настоящее приключение, которое легко устроить. Билет "Белавиа" Минск - Ереван туда-обратно стоит 330 долларов. Машина напрокат на сутки - 50-100 долларов, гостиница - 20-100 долларов, поесть, попить - в итоге с бюджетом 800-1000 долларов можно выкроить у жизни 2-3 счастливых дня. Я понимаю, что вся страна живет немного в другой реальности, но тем, у кого есть возможность, вместо тюленьего отдыха в Египте и Турции я рекомендую Кавказ.




Впрочем, отвлекся. Дорога постепенно превращается в снежный тоннель. Высота покрова метра полтора, то тут то там встречаются брошенные деревни. Я тороплюсь, "кручу" мотор, весенним раллийным жуком порхаю из одного поворота в другой.







Иногда горы прощают ошибки: вылетая из "слепого" поворота, вижу справа стену снега, прямо - узкую полоску асфальта, слева - "грузовые" колеи. "Ход" километров 80, стрекот АBS, мама, мама - вписался в узкую асфальтовую полоску. Ехала бы "встречка" - был бы, как говорят шахматисты, мат.




Деревни, горы, деревни, деревни - и наконец-то озеро Севан. К тому времени и я, и Suzuki покрыты дорожной пылью и порядком устали.

Севан... Байкал в России, в Киргизии Иссык-Куль. Слова бессмысленны опять. Красиво. Небольшой отдых, небольшой привал. И краткая пометка нотабене: та часть Севана, что я видел, - это не золотистые пляжи и песок. Кругом рыбацкие деревни - "промышленный" Севан. Но красиво.




0199.jpg

А дальше монастырь, люди "эй, друг, посидим, поговорим"... - и спешка в Ереван. Превышать скорость в Армении никому не рекомендую. Контроль полиции жесткий. Видимо, у власти слишком свежи воспоминания, когда в каждой машине лежал "калашников". Поэтому полиция сейчас бдит: контроль есть даже на самых второстепенных трассах. Но с туристами разговор простой.



- Что, из Минска? Служил я в Минске. Передавай, брат, всем белорусам от армян привет...

Кавказ. Мчу дальше.



"Урэшце" Ереван. Город такси, отсутствия McDonalds. Город, который остался в моем сердце навсегда, - всему армянскому народу привет от белоруса. Который сдал машину в офис Sixt в аэропорту, стюардессе улыбнулся и в самолете спит: прощай, Армения. В Минске, в офисе, я буду вспоминать Кавказ.
 
Спасибо! Не люблю читать длинные посты- но твой прочитал с удовольствием! Хорошо написано.
Единственно- режет глаз реклама машины и агенства проката. Хотя- может быть я не прав.
А в остальном- очень интересный рассказ. Захотелось съездить.
 
а мне понравилось. прикольно. :grin:
 
Случайно сегодня наткнулся... Это надо же быть таким Человеком. Реально- Человек с большой буквы.
Карапетян, Шаварш Владимирович
946aa572da835c91fbeae08d134c7e28.jpg

Шаварш Владимирович Карапетян (арм. Շավարշ Կարապետյան; 19 мая 1953, Ванадзор, Армянская ССР, СССР) — героический человек, спасший десятки людей, 11-кратный рекордсмен мира, 17-кратный чемпион мира, 13-кратный чемпион Европы, семикратный чемпион СССР по подводному плаванию, заслуженный мастер спорта СССР (1982). Почётный президент российской Ассоциации подводного плавания. Награждён орденом «Знак Почёта», а также почётным знаком Международного Олимпийского Комитета «За честную игру» («Благородная игра» — англ. Fair Play) (1982).
Спасение 8 января 1974 года
8 января 1974 года Шаварш Карапетян возвращался на автобусе со спортивной базы Цахкадзор (всесоюзная спортивная база для тренировок советских спортсменов к олимпийским соревнованиям) в Ереван. В автобусе в тот момент находилось более тридцати пассажиров, включая спортсменов. На крутом подъёме водитель вынужден был остановиться, поскольку заметил неполадки в работе мотора, и выйти. В тот же момент неуправляемый автобус тронулся с места. Первым отсутствие водителя заметил Карапетян, который сидел ближе всех к кабине шофера. Он локтем разбил стеклянную стенку, отделявшую кабину от салона, в попытке остановить автобус и избежать падения в ущелье. Шаварш резко направил автобус в сторону горы. Анализируя эти события, определили, что это было единственно правильным решением, предотвратившим катастрофу. Именно после этого случая Шаварш Карапетян, отвечая на вопрос, как ему это удалось, сказал свою знаменитую фразу: «Просто я был ближе всех…».
Спасение 16 сентября 1976 года
16 сентября 1976 года Шаварш Карапетян с братом Камо и Липаритом Алмасакяном совершал утреннюю пробежку. Случайно они оказались на месте падения троллейбуса в Ереванское озеро. Карапетян взял командование и наиболее сложную часть работы по погружению и спасению людей на себя. «Я достаю — ты подбираешь!» — скомандовал Шаварш брату. Он передавал брату спасённых людей, а Камо — на лодку, к тренеру. Из лодки — в машину. На глубине 10 метров при нулевой видимости Шаварш разбил ногами заднее стекло троллейбуса и спас 20 пассажиров из 92-х. Братья Карапетян вытащили из воды значительно больше людей, но лишь двадцать из них удалось вернуть к жизни. Пассажиров без сознания доставляли в больницу. Врачи, оказывавшие помощь, не знали, что их неожиданных пациентов вытащил из воды один человек. Все были уверены: ведётся слаженная работа спасателей. Силы пловца были на исходе. Вынырнув в очередной раз, Шаварш осознал, что вытащил не человека, а подушку от сиденья троллейбуса. По его словам, эта подушка часто снилась ему по ночам, ведь он мог спасти жизнь ещё одному человеку. Остальных пассажиров спасти не удалось. После этого Шаварш Владимирович тяжело заболел пневмонией, которая осложнилась сепсисом. Температура держалась на уровне сорока градусов. В больнице провёл 45 дней[1]. После воспаления в лёгких образовались спайки, и каждый глубокий вдох спортсмену давался с трудом (на высоте вдоха спайки натягивались, вызывая боли и удушающий кашель). Эксперты говорят, что Карапетян был одним из немногих людей на Земле, физически способных совершить такой подвиг.
Спасение 19 февраля 1985 года
19 февраля 1985 года Шаварш Владимирович стал участником спасения людей в другой аварийной ситуации — на пожаре в Спортивно-концертном комплексе в Ереване (на холме Цицернакаберд). По воле случая Шаварш Владимирович оказался на месте возгорания одним из первых и принялся помогать пожарным. И снова — множество спасённых жизней, и снова травмы — ожоги.
 
Да, уж! Геройский мужик. Кстати, я помню про троллейбус, точнее вспомнил. Писали об этом...
 
gagimarjos alexx,davno ne videlis,edinstveni muzhik zdes
 

Счетчик

Яндекс.Метрика
Назад
Сверху Снизу