Ситуация как внутри страны, так и вокруг нее, складывается неблагоприятным образом для национальных интересов Беларуси. Основными угрозами для национальной безопасности вызваны ростом агрессивности внешней политики Кремля, участием Беларуси в постсоветских интеграционных проектах под эгидой России, доминированием российских медиа в информационном пространстве и невысоким уровнем национального сознания белорусов.
Основными направлениями реформирования существующей государственной политики являются: выход из интеграционных объединений с участием России; сохранение и развитие национального культурного наследия, белорусского языка; устойчивый экономический рост; высокий уровень и качество жизни граждан; демократический образ управления.
В результате реформирования уменьшатся угрозы внешнего вмешательства и дестабилизации ситуации в стране, попыток расколоть общество и территориальную целостность Беларуси.
ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА РЕФОРМА
1. агрессивная внешняя политика Кремля.
Ради реализации своих ревизионистских, имперских планов Кремль активно использует:
* экономический и энергетический шантаж,
* информационное давление,
* распространение фейковых новостей и дезинформации,
* токсическое воздействие на элиту и общество,
* фальсификацию истории с целью манипуляции общественным сознанием,
* искусственное провоцирование и разжигание внутренних конфликтов.
Российское руководство использует концепцию «Русского мира» ради усиления контроля Москвы в Беларуси. Основой для это часто является русский язык и Российская православная церковь.
Кремль активно применяет методы «мягкой силы»: НПО, фабрики мысли, СМИ, блогеры, социальные сети, обмены и стажировки в России.
2. отсутствие демократии, свободы слова, свободы собраний и других базовых свобод.
Независимые СМИ находятся под жестким давлением. Гражданское общество и политическая оппозиция сталкиваются с жесткими ограничениями своей деятельности и преследованием. В стране более двух десятилетий нет свободных и честных выборов.
3. невысокий уровень национального сознания и доминирование русского языка.
Полная неспособность государственных идеологов и госСМИ конкурировать с пропагандой российских медиа: российское телевидение и радио фактически доминируют в информационном поле Беларуси.
4. проблемное состояние белорусской экономики.
Белорусская экономика сталкивается со значительным сносом основных фондов и технологическим отставанием не только от мировых лидеров, но и от соседей – стран ЕС.
5.членство Беларуси в интеграционных наднациональных образованиях, где доминирует Россия – Союзном государстве, ОДКБ, ЕврАзЭС, СНГ.
В составе ОДКБ белорусам грозит вовлечение в вооруженные конфликты в Средней Азии, а также по всему миру. Через участие в ОДКБ существует угроза использования азиатских или российских войск на нашей территории. Принадлежность к ОДКБ также мешает модернизации армии.
6.изменение приоритетов и акцентов во внешней политике Европейского Союза.
ЕС сталкивается с неслыханными миграционными вызовами и последствиями Брекзита. Многие страны ЕС ищут компромиссов с Кремлем.
США не являются реальным гарантом независимости Беларуси, несмотря на прогресс в двусторонних отношениях и твердой приверженности Вашингтона независимости и суверенитету Беларуси.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ. / ЗАДАЧИ РЕФОРМЫ
Основной целью реформирования сектора национальной безопасности является немедленная мобилизации и консолидация общества с целью защиты независимости и суверенитета.
Задачи:
* укрепление национальной идентичности, повышения патриотизма и национального достоинства;
* объединение общества на основе демократических ценностей и идеи построения независимой Беларуси;
* уменьшение влияния Кремля на Беларусь через информационные, экономические, интеграционные и гуманитарные факторы;
* выход из постсоветских интеграционных объединений с доминированием России;
* интеграция в западные политические, экономические и военные структуры (ЕС, НАТО).
ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Первоочередные меры (до 2021 года):
1. в политической сфере:
* выход из «Союзного государства», Евразийского союза, Таможенного союза и других интеграционных образований, где доминирует Россия;
* запрет пророссийских организаций, деятельность которых противоречит национальным интересам, а также российских фондов и организаций, финансирующих такие структуры;
* введение уголовной ответственности за публичные высказывания, опровергающие существование отдельной белорусской нации и/или ее исторического права на собственное государство. Введение уголовной ответственности за публичные оскорбления белорусского языка;
* мониторинг силами гражданского общества деятельности прокремлевских инициатив в Беларуси;
* осуществление пограничного и таможенного контроля на границе с Россией.
2.запрет на продажу российским компаниям объектов белорусской инфраструктуры.
3. в информационной сфере:
* освобождение независимых СМИ от давления и контроля со стороны государства, обеспечение свободы СМИ и свободы слова в Беларуси;
* запрет трансляции в Беларуси публицистических общественно-политических и новостных программ, созданных российскими телеканалами;
* включение в стандартный телевизионный пакет обязательных общедоступных телеканалов Латвии, Литвы, Польши, Украины;
* восстановление постоянной деятельности Общественного координационного совета в сфере массовой информации.
4. в военной сфере:
* выход из ОДКБ, возвращение полного контроля Беларуси над собственными системами противовоздушной и противоракетной обороны;
* вывод с территории Беларуси российских военных объектов-узла связи в Вилейке и радиолокационной станции под Барановичами;
* расширение патриотического воспитания в белорусской армии;
* перевод воспитательной работы в армии на белорусский язык;
* развитие пограничной инфраструктуры на границах со странами ЕС, повышение пропускной способности пограничных переходов.
5. в экологической сфере:
* запрет ввода в эксплуатацию и закрытие новых вредных производств в Бресте, Могилеве, Светлогорске;
* опубликование исчерпывающей правдивой информации относительно строительства, безопасности и эксплуатации Островецкой АЭС;
* проведение широкой общественной дискуссии относительно судьбы Островецкой АЭС.
6. в социальной сфере:
* повышение зарплат и улучшение условий труда работников здравоохранения и образования.
7. в культурной сфере:
* популяризация национальных героев с уклоном на XIX I XX веке;
* популяризация личности Кастуся Калиновского как политического основателя современной белорусской нации, как символа борьбы белорусов за свободу и независимость и как фигуры, что должно консолидировать вокруг себя всех преданных ценностям национального возрождения и независимости страны.
Среднесрочные задачи (до 2025 года):
1. в политической сфере:
* реформа избирательного законодательства, проведение свободных, честных и справедливых выборов парламенту страны;
* формирование Национальной гвардии для охраны парламента и сохранения конституционного строя в стране;
* формирование Национальной Службы безопасности, подотчетной парламенту;
* восстановление независимости судов от исполнительной власти;
* осуществление гражданского контроля, в первую очередь со стороны парламента, над Вооруженными Силами;
2. в экономической сфере:
* диверсификация поставок энергоносителей, снижение доли России как поставщика энергоносителей в Беларусь до 50% от общего объема импорта энергоносителей;
* расширение использования альтернативных источников энергии;
* реализация государственной программы по энергосбережению, снижение энергопотребления и перехода на местные виды топлива;
* строительство нового нефтеперерабатывающего завода в Новополоцке, ориентированного на легкую нефть;
* включение Беларуси в программы сотрудничества в рамках инициативы Трехморья с целью подготовки необходимых документов, программ и инфраструктуры для присоединения Беларуси к будущей системе поставок сжиженного газа из США в Восточную Европу;
* приватизация государственных предприятий с запретом приобретения компаниями с долей российского капитала более 20%, создание условий для привлечения прямых иностранных инвестиций;
* постройка современных железнодорожных путей и магистральных автострад Киев-Минск-Вильнюс, Львов-Брест-Гродно-Вильнюс, Витебск-Полоцк-Двинск-Рига.
4. в информационной сфере:
* установка для кабельного вещания максимально допустимой доли телеканалов, в производстве которых участвует зарубежная страна, в 50% от общего количества предлагаемых в пакете телеканалов;
* повышение уровня качества белорусских национальных телеканалов, создание специальных общественно-политических и исторических программ;
* ретрансляция национальными телеканалами научно-популярных, развлекательных и новостных программ стран ЕС, Британии, Канады, США, Австралии.
5. в военной сфере:
* переход на стандарты НАТО;
* подготовка военных кадров с направлением белорусских военных в соответствующие учебные заведения и центры стран НАТО;
* перевод на белорусский язык всей жизнедеятельности белорусской армии (служба, боевая работа, техническое обслуживание и т.д.);
* придание белорусским военным частям и учебным заведениям имен белорусских национальных героев;
* формирование белорусских вооруженных сил из четырех интегральных частей:
1. ядро из профессиональных военных, которые служат на контрактной основе;
2. граждане, проходящие срочную военную службу;
3. добровольные территориальные единицы, сформированные гражданами, которые сохраняют гражданские занятия, но проходят периодические учения, и могут быть быстро мобилизованы;
4.резервы – все применимые к службе граждане мужского пола, прошедшие военную подготовку во время срочной службы.
* изменение системы подготовки военнослужащих во время срочной службы и резервистов. Фокус на патриотическом воспитании и приобретении необходимых навыков.
* изменение продолжительности обязательной срочной службы до 6-ти месяцев;
* численность Вооруженных сил без учета резервистов в пределах 75,0 тыс. - 80,0 тыс.
* обустройство надлежащей инфраструктуры на границе Беларуси с Россией
6. в экологической сфере:
* создание благоприятных экономических условий для инвестирования в проекты получения энергии из возобновляемых источников и переработки и вторичного использования отходов;
* реабилитация загрязненных радиацией территорий.
7. в социальной сфере:
* создание условий для возвращения белорусов, работающих за рубежом, прежде всего-врачей и медицинских работников, высококвалифицированных специалистов других профессий;
* содействие возвращению потомков наших соотечественников, уехавших из Беларуси к моменту восстановления государственной независимости, через принятие закона о карте соотечественника-белоруса зарубежья;
8. в культурной сфере:
* возвращение белорусскому языку статуса единого государственного, обеспечение прав национальных меньшинств на образование и осуществление культурных мероприятий на родном языке;
* разработка и осуществление административных и финансовых мер стимулирования белорусскоязычных СМИ, книгоиздательства, культурной жизни. Возвращение государственных доплат за обучение и воспитание на белорусском языке в дошкольных, средних и высших учебных заведениях.
* проведение комплексной декоммунизации и десоветизации Беларуси;
* белорусизация религиозной жизни всех христианских конфессий и других религий;
* белорусизация системы образования всех уровней и форм;
* восстановление регистрации, статуса и государственного финансирования Национального государственного гуманитарного лицея имени Якуба Коласа с сохранением академических свобод для преподавателей, учащихся и родителей; создание филиалов НДГЛ во всех областных городах;
Долгосрочные цели (до 2030 года):
* создание сквозной белорусскоязычной системы образования от детских садов до университетов;
* восстановление Белорусской автокефальной Православной Церкви как национальной альтернативы белорусскому Экзархату РПЦ Московского патриархата;
* выполнение Беларусью всех критериев членства в ЕС и НАТО, подача соответствующих заявок о членстве в этих структурах;
* обеспечение долгосрочной продовольственной безопасности через диверсификацию поставок в страну продуктов, создание продовольственного запаса, модернизацию сельскохозяйственного производства, развитие фермерских хозяйств.
* усиление сотрудничества и формирование стратегического партнерства в рамках Балто-Черноморского сообщества, формирование и организационное оформление соответствующего регионального межгосударственного блока;
* реализация программы диверсификации поставок энергоносителей с ограничением доли поставщиков любой из стран максимум 30% Об общем объеме импорта энергоносителей.
Скачать полный документ: «Концепция национальной безопасности Республики Беларусь»
ОРГАНЫ, ПРИНИМАЮЩИЕ РЕШЕНИЯ
Президент, Парламент.
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Концепция национальной безопасности Республики Беларусь