Путника1 забыли? Моя "любимая" тема - крепостничество. Чуть-чуть запощу от него.
В XIX веке грузинский крестьянин вещь, которую можно купить, продать (без земли), разлучить с семьей и так далее. По воспоминаниям Ф. Булгарина, именно этой теме предполагал посвятить свою пьесу «
Грузинская ночь» А. Грибоедов («
Вот содержание: один грузинский князь за выкуп любимого коня отдал другому князю отрока, раба своего. Это было делом обыкновенным, и потому князь не думал о следствиях».
Грибоедов вошел в историю русской литературы как автор комедии «Горе от ума». Но поскольку жизнь его оборвалась в самом расцвете лет, вопрос о том, был ли он автором одного произведения, или ему суждено было создать не менее значительные творения — остается спорным. В связи с этим понятен интерес к сохранившимся замыслам, планам, отрывкам из задуманных Грибоедовым произведений. Одно из них — трагедия «
Грузинская ночь», над которой, согласно свидетельствам
С. Н. Бегичева и
Ф. В. Булгарина, Грибоедов работал в Грузии с сентября 1826 по май 1827 г.
То, что в основе сюжета «
Грузинской ночи» лежит глубочайший социальный конфликт, определяющий структуру и быт общества, совершенно очевидно. Очевидно и то, что при понимании крепостного права как противоестественного обладания человека человеком, отношения между крепостными и их владельцами изначально чреваты трагедией; а такая специфическая черта грузинского крепостничества, как обмен людей на вещи или животных, предельно заостряет и обнажает проблему.
Именно в Грузии крепостное право было ликвидировано много позже, чем в остальных регионах Российской Империи. Кое-где задержалось аж до 1871-го. И, не по злой воле Петербурга, а исключительно из-за сопротивления местного дворянства, дошедшего до мятежей.
Если крепостное право Восточной Грузии, сравнивая с европейскими образцами, примерно соответствует германскому и венгерскому периода «Второго издания», то в Западной Грузии, начиная с XVI века, «
глехи» практически неотличим от раба; владелец имел право распоряжаться не только землей с крепостными, но и отнимать у крестьян детей для продажи за границу. Такие порядки шокировали даже некоторых феодалов. Например Теймураз I Кахетинский, пытаясь усовестить работорговцев, указывал, что князья Дадиани продают туркам от десяти до пятнадцати тысяч христианских мальчиков ежегодно, а князья Гуриели - по меньшей мере двадцати тысяч человек, - и это, на его взгляд, уже чересчур. Он, странный человек, не мог понять, что если турки платят за будущих янычар и евнухов живыми лари, то это уже вовсе не "чересчур", а business. Торговлю людьми реально прекратили только русские власти.
http://putnik1.livejournal.com/144763.html