Москва не пойдет на сделку с саудовцами
Ilya Апрель 3, 2015
Мир вокруг
Весь мир ждет уже практически неизбежную военную операцию возглавляемой Саудовской Аравией коалиции в Йемене. Стороны фактически заканчивают последние приготовления и пытаются заручиться поддержкой союзников.
Хуситы готовятся к сопротивлению. Они ведут бои с саудовскими подразделениями на границе, объединяют вокруг себя йеменские кланы, говорят о том, что саудовские бомбежки уже унесли множество жизней мирных граждан и просят мировое сообщество обуздать саудовских агрессоров.
«Многие страны готовы искать решения для того, чтобы остановить агрессию. Объем преступлений и бедствий, вызванных агрессией, заставляет тех, у кого есть совесть, вмешиваться, чтобы защитить от нее йеменский народ. В авангарде этих позиций — позиция Китая и России. Многие другие страны также продолжают требовать остановить эту несправедливую агрессию на йеменский народ», — говорит спикер движения «Ансар Аллах» Салих ас-Саммад.
Однако принуждать Саудовскую Аравию мир не готов. ООН как обычно лишь призывает и констатирует (так, по словам заместителя Генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам Валери Амос, только за последние 2 недели в Йемене были убиты 519 человек, из которых 90 — дети). Россия и Китай пока занимаются эвакуацией своих граждан. И если в российском случае эта эвакуация шла с проблемами и задержками (2 апреля из Йемена удалось вывезти два борта с российскими гражданами), то китайцы для предотвращения проблем высадили в Йемене свой военный спецдесант. Хуситы, судя по всему, не возражали.
На этом фоне самую активную деятельность развернула Саудовская Аравия. Ее самолеты продолжают «подготовительные» бомбежки йеменских позиций, а воинский контингент (говорят о 150 тысячах бойцов) концентрируется на саудовско-йеменской границе и ведет локальные бои с хуситами. Однако основными задачами королевства является поиск новых союзников для вторжения и лишение хуситов союзников для обороны.
С поиском союзников (реальных, а не номинальных) саудовцам удалось добиться определенных успехов. Так, в йеменских портах высадились ограниченные египетские десанты — Каир все-таки решил рискнуть и поучаствовать в йеменской операции. Во-первых, потому, что об этом крайне настойчиво попросили их спонсоры из Саудовской Аравии. «Египет на сегодняшний день сильно зависит от Аравийских монархий, которые до сих пор помогают египетской экономике держаться на плаву. Они составили костяк участников недавнего инвестиционного форума в Шарм эль-Шейхе «Будущее Египта»», — говорит арабист Леонид Исаев. Однако, по его словам, у Каира были и свои причины вступить в войну. «У Египта существуют региональные амбиции. Ас-Сиси сразу после своего прихода к власти начал демонстрировать желание Каира к урегулированию ситуации в Секторе Газа, Ливии, а сейчас стремится внести свой вклад и в разрешении йеменского вопроса», — поясняет он.
Однако участия Египта недостаточно — Эр-Рияду нужны еще партнеры и союзники. Поэтому, в частности, саудовцы признают, что имеют дело не просто с отрядами ополчения, экипированными стрелковым и даже тяжелым оружием. «У нас сейчас ситуация, когда боевики контролируют баллистические ракеты, а теперь еще и ВВС (прим. — Йемена)», — признал посол Саудовской Аравии в США Адель аль-Джубейр. Понятно, что таким заявлением он стремился не запугать партнеров по коалиции, а именно привлечь новых — страны Запада, для которых появление у хуситов баллистических ракет представляет серьезную угрозу режиму нераспространения. Однако пока американцы отказываются от полномасштабной операции — они лишь готовы дозаправлять саудовские самолеты в воздухе а также предоставлять силам коалиции разведданные. Вашингтон не готов снова вводить войска на Ближний Восток ради саудовских интересов.
Что касается лишения хуситов союзников, то тут наибольшую угрозу для Саудовской Аравии представляют Иран и Россия. Первый — в военном плане, а вторая — в дипломатическом.
В Эр-Рияде понимают, что Тегеран с большой долей вероятности поддержит своих условных единоверцев в Йемене. Причем не только через военно-техническую помощь, но и через создание для Саудовской Аравии второго фронта в виде возможных беспорядков в Бахрейне и даже в населенной шиитами саудовской Восточной провинции. И дело тут будет не в беспокойстве за судьбу хуситов, а в желании воспользоваться ситуацией для того, чтобы сокрушить своего врага. Нужно осознавать, что Саудовская Аравия и Иран — это на сегодняшний день два непримиримых соперника, во многих вопросах играющие по принципу нулевой суммы. Если иранцы с американцами могут договориться, то серьезнейшие противоречия с династией ас-Саудов вынуждают Тегеран играть на уничтожение соперника (аналогично и в обратном случае). Так что иранцы вряд ли упустят возможность воспользоваться нынешней ошибкой Эр-Рияда в йеменском вопросе и попытаются свергнуть саудовскую династию.
Однако, судя по всему, саудовцам удалось хотя бы частично решить эту проблему руками американцев. Заключенное между Ираном и США рамочное соглашение вынуждает Иран вести себя «прилично» хотя бы в течение трех месяцев, до заключения настоящего договора с американцами. Хасан Роухани понимает, что активное участие Ирана в дестабилизации Саудовской Аравии может резко обострить американо-иранские отношения, сорвать сделку и тем самым похоронить политическую карьеру самого иранского президента.
Что касается России, то саудовцам сложно нивелировать ее дипломатические возможности. Не секрет, что при традиционно отмалчивающимся Китае Россия — единственная страна, которая может сорвать прохождение антихуситской резолюции в Совете Безопасности ООН, столь нужной Эр-Рияду для привлечения союзников. Поэтому не исключено, что даже после крайне резкой реакции саудовского министра иностранных дел на призыв Путина решать конфликт в Йемене переговорным путем, королевство будет пытаться заключить с Москвой сделку. По сути аналогичную той, которую когда-то предлагало по Сирии (миллиардные контракты в обмен на сдачу Башара Асада) плюс еще гарантию возврата высоких цен на нефть. И хотя пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков уверяет, что такой встречи пока не планируется, она вполне вписывается в логику событий.
Между тем, с большой долей вероятности можно сказать, что Владимир Путин откажет королю Салману. Да, сейчас экономическая ситуация в России куда сложнее, чем в 2013, и саудовские предложения могут выглядеть гораздо более привлекательно. Однако, во-первых, у России нет никаких гарантий, что Саудовская Аравия свое слово сдержит. Во-вторых, сдача хуситов сразу же обнулит всю ту положительную репутацию надежной страны, которую Россия получила во время сирийских событий. Репутацию, которая позволила Москве серьезно укрепить свои связи с рядом арабских режимов, не довольных американскими гарантиями их безопасности и ищущих альтернативы. Наконец, в-третьих, для России Саудовская Аравия тоже является антагонистом. Не абсолютным, но достаточно серьезным. Поэтому не в интересах Москвы облегчать жизнь Королевству Двух Святынь.
Следите за последними событиями в нашей Twitter-трансляции.
Наша группа в Facebook.
Источник публикации