Игорь написал(а):
Из википедии определения берешь ?
Наглядно-действенное мышление - вид мышления, где происходит отражение связей и отношений предметов и явлений, непосредственно включенных в практическую деятельность человека. Оно используется для решения задач, возникающих непосредственно в практической деятельности, и применяется при манипулировании предметами (часто это метод проб и ошибок, например во время ремонта техники, посадки деревьев, подгонки платья по размеру и т.д.) Этим видом мышления мы пользуемся, когда составляем графики, схемы.
Конкретно-образное мышление - вид мышления, при котором происходит отражение связей и отношений с помощью содержащихся в памяти образов предметов и явлений, которые в прошлом включались в его деятельность. Вместе с наглядными образами используются и знания, полученные при обучении и воспитании. В речи конкретно-образное мышление проявляется в виде метафор и сравнений. Когда мне хочется убедить, что человека следует принимать в комплексе всех его свойств, не отделяя достоинств от недостатков, я могу сравнить человека с розой. Тот, кто хочет наслаждаться запахом и красотой розы, должен смириться с тем, что у нее есть колючки и научиться не натыкаться на них. А если не хочешь учиться не натыкаться на колючки, то откажись от контактов с розами. Чего нельзя делать - так это обламывать колючки. Данный образ помогает мне разъяснить такое положение как терпимость к недостаткам партнеров по общению.
Абстрактно-логическое мышление - вид мышления, при котором происходит отражение связей и отношений путем оперирования понятиями, т.е. по законам логики. Здесь вскрываются такие явления, закономерности, причинно-следственные связи, которые не поддаются наглядно-действенному и конкретно-образному познанию. Именно этот вид мышления позволяет устанавливать наиболее общие закономерности развития природы и общества.
Вышесказанное характеризует содержательную сторону мышления, формой выражения которой является речь. Мышление должно обладать логичностью, доказательностью, темпом, целенаправленностью, гибкостью и подвижностью, экономичностью, широтой, глубиной, критичностью, самостоятельностью, любознательностью, пытливостью, находчивостью, остроумием, оригинальностью и продуктивностью.
Логичность - свойство ума, заключающееся в умении строить умозаключения в соответствии с законами логики, разумно, последовательно, с отражением внутренней закономерности между явлениями и предметами. Правила и законы логики изложены в первом и основном разделе этой книги.
Доказательность - свойство ума, отражающее способность последовательно обосновать свое мнение и решение так, чтобы оно было принято непредубежденным собеседником. Нужно именно доказать, а не убедить. В убеждении есть элемент внушения, можно убедить человека без доказательств, просто внушив ему какую-нибудь, может быть даже и ложную, мысль. Важно доказать человеку, а не убедить. Если я убедил своего партнера, то другой человек с большей силой внушения может переубедить его, и он сделает прямо противоположное тому, что я от него ожидал. Но если я ему доказал, то могу быть уверенным, что он поступит именно так, как мы договорились.
Темп - свойство ума, определяемое количеством ассоциаций в единицу времени. Когда выражаешь свои мысли, следует учитывать скорость мышления партнера общения. Если у него она меньше, чем у вас, то сделав вывод о его глупости, вы можете впасть в ошибку.
Целенаправленность - свойство ума сохранять в течение определенного времени подчиненность мыслительного процесса определенной задаче. Прямо противоположное качество - растекаемостъ. Начинают с проработки одной мысли, не приняв никакого решения, не сделав вывода и даже не заметив, переходят к обсуждению другого вопроса.
Гибкость и подвижность - свойства ума, выражающиеся в умении быстро отказаться от ранее принятых решений, если они перестали удовлетворять изменившейся ситуации, условиям, или найти новые. К сожалению, этого качества мышления не хватает многим больным неврозами. Даже тогда, когда им докажешь, что правила, по которым они жили, привели их к несчастьям, они отказываются испытать нечто новое. Их довод: «Я уже столько лет жил так, и мне не стоит делать теперь иначе».
Экономичность - свойство ума, отражающее способность выполнения определенной мыслительной задачи с помощью наименьшего количества слов, суждений и умозаключений. Экономичное мышление приобретает такое качество, как ясность. В речи экономичное мышление выражается лаконичностью, «когда словам тесно, а мыслям просторно».
Широта - свойство ума, определяющее кругозор, способность использовать при мыслительном процессе круг разнообразных фактов и знаний и умение внести в них важное и новое. Широтой мышления отличались многие мудрецы, философы, писатели и поэты. К таковым можно отнести Сократа, Шопенгауэра, Ницше, Пушкина и многих других. Именно широта мышления позволила биохимику Пастеру сделать выдающиеся открытия в области микробиологии. Среди современных ведущих психотерапевтов можно встретить много людей, не имеющих медицинского образования.
Глубина - свойство ума, отражающее способность вникать в суть явлений, искать их причину, не ограничиваясь констатацией лежащих на поверхности фактов, умение дать оценку наблюдаемым явлениям. Именно такое качество ума помогает понять, что застенчивость и робость - это проявление неосознаваемых идей величия, суть которых - желание понравиться всем людям без исключения и провести жизнь без неудач. Именно эти идеи величия тормозят активность человека и делают его застенчивым и робким. Как только удается их заблокировать, сразу же исчезает их следствие - застенчивость и робость.
Критичность - свойство ума, отражающее умение адекватно оценивать результаты собственной мыслительной деятельности. При наличии этого свойства человек видит недостатки своих собственных суждений и их причину. В таком случае его идеи продолжают развиваться. Критичность ума - важное качество, обеспечивающее личностный рост.
Самостоятельность - свойство ума, отражающее способность наметить требующий решения вопрос и независимо от мнения окружающих найти на него правильный ответ. Противоположное самостоятельности качество - внушаемость. Внушаемые люди под влиянием сильных личностей легко меняют одни суждения на другие, при этом иным становится и стиль поведения. Отсутствие самостоятельности мышления и повышенная внушаемость являются психологической базой для распространения фашизма. Внушаемые люди легко поддаются гипнозу. На них нельзя положиться.
Любознательность - свойство ума, отражающее стремление узнать то новое, что встречается человеку в жизни.
Пытливость - свойство ума, отражающее стремление дознаться до основных причин наблюдаемых явлений, хорошая союзница глубины ума. Пытливость часто преследуется. Ученик девятого класса написал сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В нем он обосновал, что Софья является носителем революционных идей. Доказательствами служили следующие факты: она полюбила бедного человека более низкого сословия и она не дорожила общественным мнением («Я именем своим не дорожу»). Ученик получил тройку. Больше таких сочинений в школе он не писал. А то, о котором сейчас идет речь, было опубликовано в трудах литературоведческой конференции и вызвало одобрение научной общественности.
Находчивость - свойство ума, заключающееся в умении быстро найти способ решения мыслительной задачи. Занятия логикой способствуют развитию этого свойства.
Остроумие - свойство ума, отражающее способность к неожиданным, нешаблонным решениям и умозаключениям, которые возникают на основе скрытых от других смысловых связей. Его следует отличать от острословия, где в основном ассоциации бывают поверхностными и основаны на игре слов.
Оригинальность - свойство ума, отражающее способность прийти к правильным выводам нешаблонным путем. С оригинальностью ума в наших школах интенсивно борются, ставя заниженные оценки за правильное решение математических задач, но не тем способом, который рекомендовал учитель.
Продуктивность - итоговое свойство ума, отражающее количество выработанных идей и их адекватность существенным сторонам объективного мира и внутренним взаимосвязям.
http://www.cross-club.ru/psihologia_uma.html