То есть определить, насколько беззащитен наш самолет?
Получается, что да. Как известно, Су-24М2 возвращался с задания, и его ПНК работал в режиме "навигация" совместно с ГЛОНАСС, он шел на базу и не готовился к активным действиям. Е-3 все время передавали подробную информацию о Су-24М2 паре патрульных турецких F-16CJ. Этот самолет специально выпускается для Турции. Его особенностью является наличие компьютера, управляющего новым радаром AN/APG-68 и выполняющего роль второго пилота-штурмана.
Но этой информации явно недостаточно для выхода на высокоскоростную цель. Использовалось еще что-то?
Действительно, точность выхода истребителей F-16CJ дополнительно обеспечивали наземные комплексы ПВО Patriot США, размещенные в Турции, а точнее их многофункциональные РЛС AN/MPQ-53. ЗРК Patriot может работать с Е-3 и спутниками радиоэлектронной разведки MENTOR, не исключено, что в спутниковой группировке участвовал еще КА "Геосат".
Траектория полета F-16CJ говорит о высокоточном выходе на цель по методу триангуляции: пара Е-3А плюс РЛС ЗРК Patriot плюс геостационарные спутники РЭР MENTOR и, возможно, КА "Геосат".
При этом Е-3 давали указания, где наш самолет в воздухе, определяли его эшелон, скорость, состояние управления оружием, РЛС ЗРК Patriot совместно со спутником радиоэлектронной разведки MENTOR обеспечивал телеметрию движения Су-24М2 относительно поверхности — то есть выдал точный прогнозируемый сектор появления нашего самолета относительно гористой местности.
Получается, что турецкие истребители абсолютно точно знали, где ждать наш самолет в засаде?
Конечно. Пара F-16CJ вышла в район пуска и с расстояния 4?6 километров, практически в упор (!) пустила ракету "воздух-воздух" AIM-9X Sidewinder в заднюю полусферу российского бомбардировщика. При этом БРЛС AN/APG-68 запустившего ракету истребителя работала в режиме "подсветка цели": включилась в момент пуска и отключилась после того, как ракета уверенно захватила и поразила цель.
Была ли у наших пилотов возможность спасти самолет?
Нет. Шансы избежать поражения у экипажа Су-24М2 были равны нулю.
Против ракеты AIM-9X с новой матричной инфракрасной головкой самонаведения, формирующей изображение цели в ИК-диапазоне и нечувствительной к тепловым ловушкам, у Су-24М2 нет систем противодействия. Его средства противодействия: БКО "Карпаты", со станцией предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15С, теплопеленгатором ЛО-82 для обнаружения пусков ракет, станция постановки активных помех СПС-161, устройство выброса дипольных отражателей и ложных тепловых целей АПП-50 — не могут противостоять новой ракете AIM-9X.
А если бы было сопровождение истребителей?
Теперь оно будет. Конечно, трагедию смогла бы предотвратить пара Су-30СМ, имеющих на вооружение БКО "Хибины-У". Но никто не ждал удара в спину от союзника, тем более предупрежденного о деталях операции нашим партнером.
Вы имеете в виду "американских партнеров", тех самых, которым принадлежат "Патриоты" и "Аваксы", а также спутники, возможно, задействованные в операции?
Да, с большой степенью вероятности. Нет у Турции собственных возможностей для подобной кропотливой и очень точной работы. И не забывайте про второй E-3, приписанный к ВВС КСА. Весь сценарий достаточно скоротечен, счет шел на секунды.
Неужели все прошло так уж гладко?
Турки все же допустили ошибку, из-за которой провокация не совсем удалась. F-16CJ вышли на поражение с опозданием в 2 минуты, когда Су-24М2 уже покинул участок спорной 68-километровой территории на севере Сирии (на ее пролет ему потребовалось 1,5 минуты максимум). Команду "на поражение" F-16CJ не отменили, поэтому пуск ракет был произведен чуть дальше расчетной точки. Это подтверждает и то, что съемка падения Су-24М2 планировалась как с территории Сирии, так и с территории Турции, однако "сирийские" кадры более подробны. Похоже, что это спасло и нашего штурмана. Он смог уйти в "зеленку" и дождаться там поискового отряда.
Беседовал эксперт Комиссии МГД по безопасности Дмитрий Ефимов